Татьяна Дворянкова
Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группы «Волшебные блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Рабочая программа кружка
по интеллектуальному развитию
Публикация «Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группы „Волшебные блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
детей подготовительной к школе группе
«Волшебные блоки Дьенеша»
Авторы: Дворянкова Т. В.
Александрова Е. В.
2018 г.
Содержание
I. Целевой раздел образовательной программы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Педагогическая целесообразность программы.
1.2. Целевые установки и задачи программы.
1.3. Отличительные особенности программы.
1.4. Принципы построения программы.
1.5. Принципы взаимодействия с детьми.
1.6. Срок реализации программы.
2. Результативность программы.
2.2 Мониторинг
II. Содержательный раздел программы.
1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
2. Организация и планирование работы по программе.
2.1. Учебный план работы интеллектуально-развивающего кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей подготовительной к школе группе 6-7 лет.
2.2. Материальные средства.
Приложение.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
-Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
-Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- Фронтальный (одновременно со всей группой).
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- Групповой (работа в парах).
- Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2. Организация и планирование работы по программе
2.1. Учебный план
работы интеллектуально-развивающего
кружка «Блоки Дьенеша в стране математики» для детей
подготовительной к школе группы.
Месяц Неделя Вид деятельности Совместная деятельность,
задачи
сентябрь 1 Упражнение: «Разложим ягоды по тарелочкам». (На основании словесно обозначенных свойств блоков (три свойства круглые красные большие, желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные ягоды).
Цель: Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.
Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов. Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не треугольный).
Дидактическая игра «Магазин»
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.
Дидактическая игра «Найди клад».
Развивать умение детей самостоятельно указывать сразу два свойства блока (камня).
Дидактическая игра «Художники».
2 Упражнение: «Построим два забора». (Строим заборы так, чтобы рядом были блоки разного цвета и размера (1-й забор, разного размера и формы 2-й забор).
Цель: Развивать умение детей выявлять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам (два свойства – цвет и размер, размер и форма).
3 Упражнение: «Аквариумы для рыбок» (По карточке - инструкции)
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (рыбки).
Развивать умение детей рассуждать логически.
октябрь 1 Упражнение: «Построим дорожку к домику для ежонка» (Только из больших не круглых камней). «Бортик для ёжика» (По правилу, записанному в таблице).
Цель: Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам (два свойства – форма и размер).
Развивать умении выделять свойства в предметах, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Дидактическая игра «Продолжи ряд». Дается карточка «образец» порядка выкладывания фигур.
Развивать внимание, логику. Закрепление умения находить закономерности.
Дидактическое упражнение: «Поможем геометрическим фигурам найти свои вагончики в поезде».
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.
Игра «Найди пару». (по форме и величине).
Развивать внимание, закреплять умение выделять заданные фигуры из общего количества фигур.
2 Упражнение: «Поможем геометрическим фигурам сесть в свою машину». (У фигур есть билет карточки-символы).
Цель: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (два свойства, обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета (не толстый, не круглый и т. п.).
3 Упражнение: «Поможем гномикам разложить овощи по ящикам». (Первый ящик все морковки, во второй маленькие помидоры и маленький перец, в третий большой перец, в четвертый- большие помидоры).
Цель: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на несколько подмножеств, производить логическую операцию «не».
4 Упражнение: «Разложим овощи для салата по баночкам». (карточки-рецепты)
Цель: Развивать умение решать логические задачи.
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форма, размер); обозначить словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не синий, не большой, не треугольный).
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов.
ноябрь 1 Упражнение: Самостоятельная работа.
(Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы свойств и карточки символы отрицания свойств).
Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаковым символам.
Дидактическая игра «Цепочка».
Упражнять детей в составлении цепочки из повторения четырех фигур чередующиеся по цвету.
2 Упражнение: «Разделим блоки для Буратино и Артемона». (Дети разбивают множество блоков на подмножества по двум совместимым свойствам (в каждой группе должно быть не более 4-5 блоков)
Цель: Развивать умение детей разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».
Игра на внимание «Какой фигуры не достает на карточке».
3 Упражнение: «Разгадаем загадки Мальвины».
(Дети определяют форму недостающего цветка в каждой таблице).
Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). Дидактическая игра «Второй ряд». Выкладывание фигур по образцу, изображенному на карточке в первом ряду.
Закреплять умение выкладывать фигуры по заданному образцу.
4 Упражнение: «Поможем Винтику и Шпунтику заменить детали на сломанных автомобилях. (подобрать деталь с помощью карточки инструкции).
Цель: Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Ситуация упражнение: Построим для Винтика и Шпунтика необычные автомобили.
Развивать творческое мышление, воображение.
декабрь 1 Упражнение: «Поможем сказочным героям выбраться из леса». (выложить дорожку по правилу, записанному на карточке-схеме).
Цель: Развивать умения детей рассуждать.
Развивать умение строго соблюдать правила при выполнении действий, внимание. Дидактическое упражнение найди недостающую фигуру.
Развивать внимание, логику.
2 Упражнение: Самостоятельная работа.
(Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы отрицания свойств).
Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. (два свойства-размер и толщина).
Дидактическая игра «Второй ряд». Выкладывание фигур по образцу, изображенному на карточке в первом ряду.
Закреплять умение выкладывать фигуры по заданному образцу.
Развивать внимание.
3 Упражнение: «Поможем гномам разложить конфеты и подарки Деда мороза по коробкам».
(Дети разбивают множество блоков на подмножества по двум совместимым свойствам.)
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».
Развивать умение прослеживать в таблице движение одного «цветового сигнала». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Развивать умение детей определять фигуры на ощупь. (достань толстый треугольник, не тонкий квадрат и т. д.)
4 Упражнение: Самостоятельная работа.
(Дети выбирают среди предложенных карточек-символов необходимые для выполнения задания и вставляют их в соответствующие пустые окошечки).
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов. (цвет, форма, размер). Развивать внимание детей. Ситуация упражнение «Ёлочная гирлянда для незнайки».
Закреплять умение детей самостоятельно подбирать необходимые детали и выкладывать их в определенной последовательности используя карточку.
январь 1 Упражнение: «В гостях у Доктора Пилюлькина». (Дети отбирают из всех предложенных для решения задачи блоков только те, которые удовлетворяют правилам, записанным с помощью блок-схемы, и прикрепляют их к магнитной доске внутри колбы).
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «Блок-схема»). Дидактическая игра: «Укрась ёлочку».
Закреплять умение детей действовать при помощи карточки-схемы.
2 Упражнение: «Пробеги дистанцию». (Дети берут по одному участнику соревнований (блоку) и помогают ему «пробежать дистанцию». При выполнении задания просить детей проговаривать вслух, на какую дорожку необходимо свернуть каждый раз).
Цель: Развивать умение расшифровывать информацию (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (два свойства) у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Дидактическая игра «Цепочка»
Закреплять умение выкладывать фигуры в заданном на карточке порядке повторяя по возможности длиннее цепочку.
3 Упражнение: Поставим Роботам недостающие кнопочки. (Найди форму недостающих фигур в каждой таблице).
Цель: Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать. Дидактическая игра «Найди клад»
Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов. (два свойства)
февраль 1
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации-и обозначают их с помощью карточек символов свойств).
Цель: Развивать умение самостоятельно выделять у предметов снования классификации и обозначать их с помощью карточек символов-свойств. Дидактическая игра «Какой фигуры недостает?»
Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.
2 Упражнение: Поможем Кузе дойти до домика Лесовичка. (Дети берут по одному блоку и помогают ему дойти до домика, при выполнении задания необходимо, чтобы дети рассуждали вслух, на какую дорожку нужно свернуть каждый раз.)
Цель: Развивать логическое мышление, умение рассуждать. Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства (формы). Дидактическая игра «Волшебное зеркало». Выложить фигуры в обратном порядке. (карточка)
Развивать внимание.
3
Упражнение: Поможем перешить неправильно пришитые пуговицы. (Дети по карточкам –инструкциям выбирают блок, который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок на другой).
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Дидактическая игра «Угадай - ка» Развивать умение обозначать словами одно свойство предмета через отрицание других свойств.
4 Упражнение: Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицы по коробкам. (Коробки обозначены символами-свойств).
Цель: Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или». Ситуация проблема «В гости пришли матрешки большая и маленькая они не могут подобрать пуговицы к платьям.
март 1 Упражнение: Поможем жителям Цветочного города подготовиться к празднику города. Развесим флажки на ниточках. (Раскладывают блоки по правилу, записанному в таблице).
Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (флажки, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). Дидактическая игра «Прятки»
(Ведущий прячет блок в коробку и дает задание угадать сразу три его свойства (например, цвет, толщину и форму).
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину).
2
Упражнение: Отремонтируем бордюр у фонтана. (Дети определяют недостающие фигуры в каждой таблице. Затем выбирают из блоков (камней, блок (камень, который удовлетворяет заданным условиям).
Цель: Развивать способность к анализу абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «блок-схема»). Дидактическая игра «Найди пару другого цвета».
Закреплять свойства блоков, внимание у детей.
3 Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают из блоков Дьенеша постройки на своих основах для самостоятельной работы). (Детская площадка).
Цель: Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать. Логическая игра «Домино».
Развивать логику детей, закреплять умение выделять свойства блоков.
4 Упражнение: Поможем Звездочету написать письма. Самостоятельная работа. (Раздать детям тарелочки с блоками, карточки-письма, и карточки-символы свойств).
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина). Дидактическая игра: «Найди недостающую фигуру».
Развивать внимание умение анализировать, делать выводы.
апрель 1 Упражнение: Самостоятельная работа. (По таблице дети создают новые модели звездолетов для космических путешествий Звездочета).
Цель: Развивать способности к анализу, абстрагированию, творческое мышление, воображение. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Развивать внимание, умение анализировать, делать выводы.
2 Упражнение: Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки. ( По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы, во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек – символов. Игра на внимание «Найди что изменилось»
3 Упражнение: Развезем конфеты по магазинам. (Дети развозят конфеты по магазинам, ориентируясь на карточки – схемы свойств).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы. Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию. Дидактическая игра «Чудесный мешочек.
Развивать умение определять фигуры на ощупь, закреплять свойства блоков.
4 Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети по карточкам - инструкциям выбирают логические фигуры (конфетки, которые удовлетворяют заданным правилам, и меняют одну фигуру (конфетку) на другую.
Цель: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства-форма и толщина). Дидактическая игра «Прятки».
Закреплять умение кодировать информацию о свойствах предметов.
май 1 Упражнение: Отправимся на почту. Поможем сотрудникам почты рассортировать посылки. (Дети берут одну из карточек-инструкций, находят блок- посылку с заданным условием задачи свойствами и кладут в заданную условиями задачи клеточку таблицы).
Цель: Развивать умение выявлять свойства в предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета. Логическая игра «Домино».
Развивать логику детей, закреплять умение выделять свойства блоков.
2 Упражнение: Заменим больные камни на здоровые (Дети по карточке – инструкции выбирают блок (камень, который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок (камень) на другой. Карточки инструкции двухсторонние. С одной стороны карточки приклеены изображения цвета. С другой стороны, с помощью карточек-символов видоизменения свойств указано, какие свойства блока (камня) необходимо изменить).
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Дидактическая игра «Найди клад».
Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств. (одно свойство-размер)Закреплять умение детей работать с карточками.
3 Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам, производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках).
Цель: Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимания. Дидактическая игра «Прятки».
Развивать умение обозначать словами одно свойство предмета через отрицание других свойств.