римма ильина
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
группы общеразвивающей направленности
для детей 5-6 лет №2 на 2016-2017 учебный год
(разработана на основе основной Образовательной программы
МКДОУ «Детский сад №7» на 2016 - 2017 учебный год)
Содержание
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка…3 стр.
1.2Планируемые результаты освоения Программы…8 стр.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по
образовательным областям ….9 стр.
2.2. Формы работы с воспитанниками…12 стр.
Публикация «Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
2.3. Комплексно-тематическое планирование работы…. …19 стр.
2.4. Перспективное планирование работы …19 стр.
2.5. Региональный компонент… …. 20 стр.
2.6. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников…24 стр.
2.7. Развитие игровой деятельности….24 стр.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение… …. 26 стр.
3.2. Режим дня (холодный, теплый периоды) ….…26 стр.
3.3. Расписание непрерывной образовательной деятельности,
учебный план…. 27 стр.
3.4. Режим закаливания, двигательной активности воспитанников …. 29 стр.
3.5. План оздоровительных мероприятий …. 31 стр.
3.6. Особенности традиционных праздников, событий,
мероприятий ДОУ …32 стр.
3.7. Предметно-развивающая среда ДОУ …33 стр.
IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Приложение №1. Аннотация к Образовательной программе
4.2. Приложение №2. Перспективный план клубной работы воспитателя
4.2. Приложение №3. Перспективный план работы воспитателя
4.3. Критерии педагогической диагностики детей 5-6 лет
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
Данная рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №2 разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. КомаровойМ. А. Васильевой, основной Образовательной программы МКДОУ "Детский сад №7» на 2016-2017 учебный год- в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного образования) к ее структуре.
Цель рабочей программы : - создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №2 дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.
Программа направлена на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10)развивать связную речь через различные формы, методы и приемы.
Принципы и подходы к формированию рабочейпрограммы :
1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация рабочей программы в формах, соответствующих для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
5)Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
В рабочей программе учитываются :
1)индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности,
2)возможности освоения ребенком рабочей программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы работы с детьми :
-непосредственно образовательная деятельность;
-совместная деятельность в ходе режимных моментов (деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные и др. мероприятия);
-самостоятельная деятельность дошкольников (создание условий для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей);
-совместная деятельность с семьями воспитанников.
Данная рабочая программа направлена на :
- развитие у детей связной речи через различные формы, методы и приемы;
-осуществление комплексного подхода к освоению жанров художественной литературы;
-формирование грамматически правильного построения речи воспитанников.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» -зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывать её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями;
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные трудности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдаются переходы от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЛЕЬНОГО ПРОЦЕССА
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов:
- Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, Д. М. Маханева, 2016г. ;
- Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений, танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансс», Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, 2003г. ;
- Л. В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»,2006г. ;
- Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение», Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков;
- Методическое пособие «Наша Родина – Россия», Т. А. Шорыгина;
- И. Каплунова, И. Новосельцева «Ладушки».
В части, формируемой участниками образовательного процесса, входит методическая разработка воспитателя группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №2 Сомовой Н. С. «В гостях у сказки». Методическая разработка направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных качеств детей посредством сказок.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, содержит планирование по нравственно-патриотическому воспитанию, формирование гендерной и семейной принадлежности.
Многообразие используемых форм работы, способов поддержки детской индивидуальности соответствует психологическим и физиологическим особенностям развития детей 5-6 лет. Приоритетное направление рабочей программы старшей группы №2 – речевое развитие.
В старшей группе № 2 всего 24 ребенка из них: -11 девочек и 13 мальчиков. 21 детей - 2011 года рождения, 1 ребенок – 2010 года рождения и 2 ребенка- 2012 года.
Социальный паспорт семей воспитанников
старшей группы №2 на 2016-2017 учебный год
№ п\п Наименование категории Количество
1. Количество всего:
1.1. Полных семей 21
1.2. Неполных семей 3
1.3. Семей риска -
1.4. Многодетных 1
1.5. Семей, имеющих детей инвалидов -
1.6. Семей, где оба родителя инвалиды -
1.7. Семей, где 2 ребенка дошкольного возраста 3
1.8. Семей, с несовершеннолетними родителями -
1.9. Молодые семьи 5
1.10. Малообеспеченные -
1.11. Семьи с одним ребенком 10
1.12. Семьи с двумя детьми 13
2. Количество семей, имеющих статус:
2.1. Беженцев -
2.2. Переселенцев -
3. Образование
3.1. Высшее 17
3.2. Среднее 9
3.3. Среднее специальное 16
3.4. Без образования 2
4. Социальный статус:
4.1. Служащие 7
4.2. Предприниматели 4
4.3. Рабочие 23
4.4. безработные -
4.5. Не работает 12
5. Материальный уровень
5.1. Высокий 3
5.2. Средний 21
5.3. Низкий -
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
МКДОУ «Детский сад №7» детьми 5-6 лет на 2016-2017 учебный год
Технология педагогического оценивания по образовательным областям представлена методическим пособием «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», мониторинг динамики развития интегративных качеств детей проходит с использованием методических рекомендаций для заполнения карт по мониторингу динамики развития детей «Пособие для воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов –психологов», разработанного ОГБОУ ДПО КИРО.
Система мониторинга освоения детьми регионального компонента программы
Мониторинг освоения программы по региональному компоненту осуществляется с использованием методов: наблюдение, беседа, экспертная оценка. На основе проведенных методик заполняется таблица.
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту, высокий;
Вопросы для обследования детей старшего дошкольного возраста.
1. В какой стране мы живем? Почему она так называется?
Как называется область в которой ты живёшь?
2. Какие государственные символы России ты знаешь? Почему они нужны
3. Какие цвета на флаге России? Что они обозначают? Где их можно увидеть?4. Опиши герб Курского края, города Суджи.
5. Узнай гимн России (по магнитофонной записи). Что делают люди, когда слушают государственный гимн?
6. Что нарисовано на гербе г. Суджи? Почему?
7. Какой город является столицей России? Назови достопримечательности г. Москвы. Какие театры, музеи, памятники, учебные заведения г. Москвы вы знаете?
8. Какие города России ты еще знаешь?
9. Назови страны, соседствующие с Россией.
10. Назови жилище древних русичей. Почему строили такие дома, чем они были удобны?
11. Чем занимались раньше мужчины и женщины? Какие у них были орудия труда?
12. Назови элементы мужской (женской) русской национальной одежды.
13. Выбери русские мужские и женские головные уборы.
14. Какие блюда русской кухни ты знаешь?
15. Какие ты знаешь народные обычаи, которые выражают уважение к взрослым, показывают признаки гостеприимства?
16. Какие народные праздники ты знаешь, которые проводятся в детском саду, селе, городе?
17. Назови сказки русского народа. Какие народные игры ты знаешь?
18. Узнай по звучанию музыкальные инструменты русского народа.
19. Назови русские имена и фамилии.
20. Назови названия рек Курского района.
21. Какие узоры и народные промыслы Суджанского района и Курской области ты знаешь? Назови и нарисуй их.
22. Каких художников, скульпторов, композиторов Курского края ты знаешь?
23. Назови известных писателей, поэтов Курской области, их произведения.
24. Каких известных людей Курского края, Суджанского района ты знаешь? Как они прославили себя, наш край? Есть ли города, села, улицы, названные их именами? Перечисли, какие памятники им воздвигнуты?
25. Чем богат наш Курский край?
26. Что ты знаешь о полезных ископаемых Курской области? Какие крупные реки города Суджи ты знаешь?
27. Почему «Красная книга» так называется? Какова ее главная цель?
https://infourok.ru/programma-na-temu-rabochaya-programma-vospitatelya-doo-3065938.html[/url]