ИРИНА ПОПОВА
Рабочая программа группы компенсирующей направленности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
группы компенсирующей направленности детей 5-7 лет
Программу составили : Попова И. Г.
Михайлова Е. Г.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа педагога (далее – Программа) разработана с целью
Публикация «Рабочая программа группы компенсирующей направленности детей 5–7 лет» размещена в разделах
организации образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности 5-7 лет.
Программа является составным компонентом Образовательной программы
ДОУ, а также комплекса санитарно-гигиенических, оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур, характеризует систему организации образовательной деятельности педагога с детьми компенсирующей группы, определяет содержание непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-7 лет.
Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие в соответствии с ФГОС ДО:
- Образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
- Л. Б. Боряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова
«Диагностика – развитие – коррекция» программа дошкольного образования «детей с интеллектуальной недостаточностью».
Содержание Программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность.
Цель программы : Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении средствами продуктивной деятельности; развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса через ознакомление с литературными произведениями.
Программа решает следующие задачи:
- развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, коррекция недостатков психического и моторного развитий;
- развитие игровой деятельности детей, формирование опыта безопасного поведения в условиях социального и предметного окружения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование представлений о труде взрослых и опыта собственной трудовой деятельности;
- формирование у детей сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора детей и обеспечение адекватной ориентировки в окружающей действительности;
- создание речевой среды, пробуждение у ребёнка речевой активности, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности
участвовать в коллективной деятельности, понимании соотносящих и указательных жестов, овладение средствами общения (речевые, неречевые, развитие навыков монологической речи, развитие коммуникативной функции речи;
- развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Поставленные цели и задачи Программы реализуются в компенсирующей
группе. Количественный состав детей в возрасте от 5 до 7 лет – 10
человек, из них: 5 мальчиков и 5 девочек.
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Возрастные особенности развития детей с ОВЗ
Группа детей с ОВЗ (9 человек) не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития: 5 детей с нарушениями эмоционально волевой сферы (РДА – ранний детский аутизм, интерактивность, синдром дефицита внимания, 1 ребёнок с задержкой психического развития, 1 ребёнок – синдром Дауна, 2 ребёнка – ДЦП, 1 ребёнок – ринолалия.
У детей нарушена умственная работоспособность, есть недостатки общей и мелкой моторики, трудности во взаимодействии с окружающим миром, недостаточно средств общения, бедность социального опыта. Многие из них проявляют высокую хаотичную двигательную активность.
В свободной деятельности не самостоятельны, безынициативны, без помощи взрослого не могут найти себе занятие.
У некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления – они вялы, пассивны, у других несдержанность, неконтролируемая экспрессия. Нет потребности в продуктивном взаимодействии со взрослыми. Недоразвитие сенсорной сферы.
У детей с ОВЗ (со сложным дефектом) медленно образуются и закрепляются речевые формы. Наши дети не сопровождают свои действия речью, выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют в основном молча или произносят отдельные слова.
У наших детей сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде. У многих плохо развиты навыки самообслуживания и КГН.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Способами осуществления мониторинга является наблюдение, метод тестовых ситуаций, опросные методы.
Мониторинг включает в себя:
Навыки самообслуживания: одевание, раздевание, застёгивание пуговиц, правильное обувание, приём пищи;
Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, вытирание, причёсывание, опрятность;
Трудовые навыки: участие в поддержании чистоты и порядка в группе, труд в природе;
Продуктивные виды деятельности: овладение умениями рисования, лепки, аппликации, конструирование;
Игровая деятельность: способность целенаправленно, осознано осуществлять игровые действия, подчиняться правилам игры и выполнять их;
Коммуникативные навыки: невербальные – способность общаться с помощью мимики, жестов, позы, вербальные – употребление предложений во время общения;
Формирование представлений: о социативном окружении, предметном мире, окружающей действительности;
Поведенческие навыки: адекватное поведение на улице, в группе, в д/саду.
Шкала оценивания:
0 – невозможность оценки по данному показателю;
1 – начальное овладение навыками, умениями выполненные с помощью взрослого;
2 – частичное овладение навыками, умениями, знаниями;
3 – самостоятельное выполнение навыка, умения использовать полученные знания.
1.4. Особенности организации развевающей
предметно-пространственной среды
Программа предполагает такую организацию предметно-развивающей среды,
которая соответствует целям и задачам специального дошкольного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В Программе учтены и отражены при построении предметно-развивающей среды
многообразные интересы всех участников образовательного процесса (детей и взрослых).
Пространство группы организовано таким образом, чтобы дети могли
достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно
пригодно для деятельности детей и взрослых, для проведения индивидуальных и
комплексных занятий по различным направлениям коррекционно-развивающей работы.
В группе созданы центры развития детей, содержание которых варьируется
исходя из индивидуальных, специфических и возрастных особенностей детей.
Центр двигательной деятельности (физкультурный уголок) содержит различные массажные коврики, сенсорные тропы, мячи, скакалки, кегли, флажки, кольцеброс и т. п.
Центр сюжетно - ролевой игры содержит разнообразные куклы и одежду
для них, игровые наборы («Кухня», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Улица», «Прачечная», «Путешествие», игрушечную бытовую технику (пылесос, стиральная машина и т. п., костюмы (врача, повара, сказочных персонажей и др.,
5.
различный игрушечный транспорт (грузовик, вертолёт, подъёмный кран, бетономешалка и др).
Центр развивающих игр содержит большое количество настольных
развивающих игр, а также, пирамидки, матрёшки, деревянные вкладки, различные
«мозаики», «шнуровки», «пазлы» и т. д.
Центр познавательно-исследовательской деятельности содержит лупы,
часы, компасы, сита различных размеров, весы, магниты, пробки, камешки, пёрышки, ракушки, мерные стаканчики, линейки, рулетки, сыпучие вещества, семена и др.
Центр книги содержит детские книги, книги - раскраски, книги сюрпризы,
книги - раскладушки, подставки для книг и др.
Центр музыкально-художественного творчества содержит музыкальные
игрушки (погремушки, барабаны, дудочки, металлофон и др., деревянные ложки,
самодельные музыкальные игрушки (звучащие коробочки, деревянные палочки,
магнитофон, ширму и т. п.
Центр конструирования содержит крупный строительный материал,
деревянные конструкторы и т. п.
Центр изобразительного творчества содержит бумагу разного размера,
наборы красок, карандашей, мелков и фломастеров, доску для рисования мелом,
материалы для аппликации и лепки, различный природный и бросовый материал
и др.
Центр трудовой деятельности содержит предметы личной гигиены,
фартуки, клеёнки, лейки, комнатные растения, детские грабли и др.
Предметно-пространственная среда группы соответствует возрастным
особенностям детей и содержанию Программы, а также требованиям
трансформируемости пространства, полифункциональности материалов,
вариативности, доступности и безопасности.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса:
- непрерывно образовательной деятельности;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
В работе с детьми используются образовательные педагогические ситуации продолжительностью 20 минут. Образовательная нагрузка представлена в виде учебного плана и рассчитывается исходя из норм СанПиНа и требований ФГОС ДО.
Продолжительность учебного года по Программе устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком. Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком. Объем образовательной деятельности по используемым образовательным программам дошкольного образования устанавливается Учебным планом.
Примерное комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
Лексическая тема: Образовательная деятельность:
1 неделя
Рисование: Тема: «Тучка»
«До свидания лето» Цель: Создать условия для формирования знаний об осенних предметах;
продолжать учить закрашивать контур, не выходя за край; побуждать
дополнять рисунок деталями.
2 неделя
Аппликация: Тема: ««Заюшкин огород»
«Овощи, фрукты» Цель: Создать условия для познавательного развития через ознакомление
по теме «овощи»; содействовать сотрудничеству детей и взрослого.
3 неделя
Рисование: Тема: «Огурец»
«Овощи, фрукты» Цель: Создать условия для развития умения рисовать предметы округлой
формы с использованием приёма образования массы от центра с
предварительным повторением движения в воздухе.
4 неделя
Аппликация: Тема: «Ваза с фруктами»
«Овощи, фрукты» Цель: Расширить представления детей о фруктах, формировать умение
создавать сюжетную аппликацию;
- развитие мелкой моторики рук, внимания;
-воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Октябрь
1 неделя
«Осень» Рисование: Тема: «Листопад»
Цель: Создать условия для формирования представлений об осенних
изменениях в природе; развивать умение рисовать листочки путём
примакивания кисть плашмя.
2 неделя
«Осень» Аппликация: Тема: «Тучки по небу бежали»
Цель: Создать условия для развития творчества детей, расширить
представления о сезонных изменениях; формировать умения детей
наклеивать кусочки синего и белого цвета в пределах нарисованного
контура;
3 неделя
«Детский сад». Рисование: Тема: «Детский сад»
Цель: Создать условия для развития умения закрашивать предметы по
контуру, не выходя за край; развивать систему «взор – рука»; упражнять
в узнавании своей работы среди 2-3 других рисунков.
4 неделя
«Детский сад». Аппликация: Тема: «Мой любимый детский сад»
Цель: Создать условия для формирования уважительного отношения к
своему детскому саду; развивать умение выполнять аппликацию из
готовых форм; развивать мелкую моторику, воображение усидчивость.
Ноябрь
1 неделя
«Одежда, обувь» Рисование: Тема: «Перчатки»
Цель: Создать условия для формирования знания детей о верхней
одежде, её свойствах; развивать умение украшать предметы
чередующимися прямыми и волнистыми линиями.
2 неделя
«Одежда, обувь» Аппликация: Тема: «Платье для Машеньки»
Цель: Создать условия для реализации художественного творчества
детей через аппликацию из готовых форм; расширять представление об
одежде, развивать мелкую моторику, воображение.
3 неделя
«Мебель, посуда» Рисование: Тема: «Шторки в моей комнате»
Цель: Создать условия для формирования представления о предметах
быта, навыка работы с карандашом.
4 неделя
«Предметы быта» Аппликация: Тема: «Тарелочка»
Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой
деятельности детей через аппликацию из готовых форм; расширять
представление о посуде, её назначении, развивать умение оформлять
тарелочки.
Декабрь
1 неделя
«Зимушка – зима» Рисование: Тема: «Снег»
Цель: Создать условия для формирования навыка наносить ритмично
мазки на бумагу, обратить внимание на сочетание снега и белых цветов;
воспитывать интерес к природным явлениям.
2 неделя
«Зимушка – зима» Аппликация: Тема: «Чудесные снежинки»
Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой
деятельности детей через аппликацию; расширять представление о
сезонных изменениях; развивать умение наклеивать полоски из бумаги
с учётом исходной формы (круг).
3 неделя
«Новый год» Рисование: Тема: «Новогодняя ёлка»
Цель: Создать условия для формирования знаний детей о празднике
«Новый год»; развивать умение рисовать предметы круглой формы.
4 неделя
«Новый год» Аппликация: Тема: «Новогодняя ёлка» (коллективная)
Цель: Создать условия для развития творчества детей; развитие умений
выполнения аппликации из готовых форм; расширить представления
детей о новогоднем празднике
Январь
2 неделя
«Домашние животные» Аппликация: Тема: «Коврик для котёнка из полосок»
Цель: Создать условия для развития творчества детей; расширить
представления детей о домашних животных; развивать мелкую моторику,
воображение, внимание усидчиво
3 неделя
«Дикие животные» Рисование: Тема: «Звери ходят по лесу»
Цель: Создать условия для развития умения рисовать зайчика на основе
округлых форм, передавать ритм мазков его следы.
4 неделя
«Зимующие птицы» Аппликация: Тема: «Кормушка для птиц»
Цель: Создать условия для развития творчества детей; расширить
представления детей о зимующих птицах; развивать мелкую моторику,
воображение, внимание усидчивость.
Февраль
1 неделя
«Транспорт» Рисование: Тема: «Автобус»
Цель: Создать условия для формирования знаний о транспорте, его
видах развивать умение дорисовывать недостающие детали; упражнять
в рисовании округлых форм.
2 неделя
«Транспорт» Аппликация: Тема: Грузовик»
Цель: Создать условия для ознакомления детей с транспортом;
расширить представления детей по теме транспорт; развивать мелкую
моторику, воображение, познавательную мотивацию.
3 неделя
«Человек» (здоровье - сбережение) Рисование: Тема: «Подарок папе»
Цель: Создать условия для формирования знания детей о празднике
«День защитника отечества; развивать ориентировку в пространстве,
тренировать систему «взор-рука»
4 неделя
«Человек» (здоровье - сбережение) Рисование: Тема: «Варежка для папы»
Цель: Создать условия для формирования знаний о Дне Защитника
Отечества; упражнять в составлении узора из волнистых линий и мазков
на заготовке используя несколько цветов.
Март
1 неделя
«Дом, семья» Рисование: Тема: «Открытка для мамы»
Цель: Создать условия для формирования знаний об изменениях в
природе весной; развивать умения рисовать цветущую ветку яблони
(листья – примакивания, цветы – касанием концом кисти).
2 неделя
«Дом, семья» Аппликация: Тема: «Лоскутное одеяло»
Цель: Создать условия для формирования умения создавать композицию
из готовых форм; развивать мелкую моторику, воображение, внимание,
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
3 неделя
«Профессии» Рисование: Тема: «Грузовик»
Цель: Создать условия для формирования знаний о профессии водителя,
интерес и положительное отношение; развивать умение дорисовывать
недостающие детали у грузовика
4 неделя
«Профессии» Аппликация: Тема: «Я шью сама»
Цель: Создать условия для развития умения выкладывать аппликацию из
готовых форм; расширить представление о профессии портниха; развивать
мелкую моторику, воображение, внимание. сопереживание.
Апрель
1 неделя
«Весна» Рисование: Тема: «Пришла весна, текут ручьи»
Цель: Создать условия для совершенствования умений рисовать
волнистые линии при изображении ручейка; упражнять в передаче
содержании рисунка в речи; развивать систему «взор-рука».
2 неделя
«Весна» Аппликация: Тема: «Солнышко лучистое»
Цель: Создать условия для развития умения выкладывать аппликацию
из готовых форм; расширить представление о сезонных изменениях;
развивать мелкую моторику, воображение, внимание.
3 неделя
«Растения» Рисование: Тема: «Деревья»
Цель: Создать условия для формирования представления о деревьях, их
строении; формировать навык рисования фломастерами.
4 неделя
«Растения» Аппликация: Тема: «Полянка с одуванчиками»
Цель: Создать условия для развития творчества детей; расширить
представление о цветах, закрепить умение выкладывать аппликацию из
готовых форм; развивать мелкую моторику, воображение, внимание.
Май
1 неделя
«Наша Родина, наш город» Рисование: Тема: «На улице города»
Цель: Создать условия для совершенствования умения рисовать
предметы прямоугольной формы для получения общей композиции.
2 неделя
«Наша Родина, наш город» Аппликация: Тема: «Наша улица» (коллективная работа)
Цель: Создать условия для развития умения выполнять коллаж из
готовых изображений; расширить представление о своем городе;
развивать мелкую моторику, воображение, внимание.
3 неделя
«Насекомые, скоро лето» Рисование: Тема: «Божьи коровки»
Цель: Создать условия для развития умения рисовать выразительный,
эмоциональный образ божьей коровки на основе зелёного листика,
вырезанного педагогом; закрепить знания о названии цветов, умение
находить их на палитре.
4 неделя
«Насекомые, скоро лето» Аппликация: Тема: «»Бабочка – красавица»
Цель: Создать условия для развития творчества детей; развивать
умения выполнять аппликацию из готовых форм по контуру; развивать
мелкую моторику, воображение, внимание.
2.3. Социальное партнёрство с родителями
Цель взаимодействия с семьё й: создать единое пространство развития детей в семье и ДОУ.
Задачи:
- обеспечить психолого педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ДОУ с семьёй;
- оказать помощь родителям в воспитании, активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь
1. Подготовка к учебному году
2. Оформление стенда «Для Вас родители»
3. Папка раскладушка «Осень золотая»
4. Консультация «Здоровье детей в ваших руках»
5. Тематическая папка «Права детей»
6. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Октябрь
1. Родительское собрание
Тема: «Волшебный мир книги» (форма проведения – дискуссия). С. В. Чиркова стр154 средняя группа
2. Праздник «Осень золотая»
3. Тематическая папка:
• «Роль игры в жизни детей»
• «Безопасность»
4. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Ноябрь
1. Тематическая папка «Грипп – это серьёзно»
2. Рекомендация «Воспитание сказкой»
3. Праздник мам (поздравительные открытки)
4. Поздравительные открытки ко Дню пожилых людей
5. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Декабрь
1. Консультация «Что надо знать о режиме» (рекомендации в приёмной)
2. Конкурс «Игрушки-самоделки» (организация выставки)
3. Тематическая папка «Здравствуй зимушка – зима»
4. Праздник «здравствуй, Новый год!»
5. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Январь
1. Праздник «Колядки»
2. Родительское собрание
Тема: «Наши пальчики играли»
С. В. Чиркова стр167 младшая группа
3. Тематическая папка «Секреты общения»
4. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Февраль
1. Поздравляем пап и дедушек (поздравительная газета)
2. Выставка поделок из бросового материала «Для наших пап»
3. Тематическая папка «Дыхательная гимнастика»
4. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Март
1. Родительское собрание
Тема: «Родитель – это звучит гордо» (круглый стол)
Дошкольное воспитание №4 2016г.
2. Праздник «8 марта – мамин день»
3. Консультация «Приобщение ребёнка к природе» (рекомендации в приёмной)
4. Выставка поделок из природного материала
5. Тематическая папка «Весна – красна»
6. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Апрель
1. Огород на окне
2. «День открытых дверей»
3. Индивидуальные консультации по запросу родителей
Май
1. Родительское собрание по итогам года
2. Выпускной утренник
3. Консультация «Подвижные игры на улице»
Информационно-методическое обеспечение
образовательного процесса
1. Л. Б. Боряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова
«Диагностика – развитие – коррекция» программа дошкольного образования «детей с интеллектуальной недостаточностью» - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012. – 447с.
2. Т. И. Петрова, С. А. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» - Москва «Школьная Пресса, 2000
3. Л. Н. Смирнова «Логопедия в Детском саду» - М: Мозаика – Синтез, 2005 – 96с.
4. Н. В. Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры» - Изд. 9е – Ростов н/ Д: Феникс, 2016 – 251с.
5. О. С. Ушакова, Н. В. Гаврош «Знакомим дошкольников с литературой» - М. : ТЦ Сфера. 2008. – 224с. (Программа развития.)
6. Л. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М: Просвещение, 1982. – 96с
7. Р. С. Буре «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания» - Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 136с.