Людмила Баранова
Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. В программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях).
Актуальность
Публикация «Рабочая программа кружка „Игралочка“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Цель: формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.
4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.
5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Принципы построения программы :
1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
2. Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
3. Принцип единства диагностики и коррекции.
4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
5. Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Интеграция образовательных областей:
• Социально - коммуникативное развитие;
• Физическое развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие.
Используемые методы и приемы работы с детьми :
Приемы:
1. Различные формы обучения детей
2. Игровой прием конструирования и моделирования
3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы, физкультминутки).
Методы:
1. Словесный (разучивание пальчиковой гимнастики).
2. Практический (показ способов действия с предметами).
3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Форма организации детей : подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Длительность занятий: 10 минут.
Ожидаемые результаты:
1. Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
2. Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
6. Дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов.
Материалы и оборудование:
Разрезные картинки, игрушки и игры с уголка сенсорики; круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шары разного цвета; музыкальные инструменты; муляжи овощей; мешочек для д/и «Волшебный мешочек».
Содержание программы
Сентябрь
Адаптационный период Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Установление контакта с каждым ребенком.
В период адаптации проводятся разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей.
Диагностика. Заполнение диагностических карт.
Октябрь
1 неделя
Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления об основных цветах.
Рассматривание картинок «Игрушки». Цель: закреплять умение называть красный и синий цвета.
Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
Игра «Догони мяч. Цель: закреплять понятие большой и маленький; учить слышать задание, соотносить слово с предметом и действием
2 неделя
Д/игра «Собери пирамидку из колец». Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания из 3-4 колец.
Д/у «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной
Пальчиковая гимнастика «Игрушки. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления об основных цветах.
Д/и «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
3 неделя
Овощи. Д/и «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами : круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры.
Рассматривание иллюстраций «Овощи». Цель: закреплять умение узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета; закреплять знание круглой формы.
Д/и «У кого такая же?». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Рассматривание картинок «Овощи». Цель: закреплять умение узнавать и называть цвета; закреплять знание круглой и овальной формы.
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
4 неделя
Фрукты
Д/и «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Работа с цветными прищепками Д/и «Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет.
И/у «Что ты пробовал? (покажи, скажи)». Цель: развивать вкусовые ощущения.
Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина).
Ноябрь
1 неделя
Осень
Д/и «Разложим листочки на подносе». Цель: сравнивать предметы по величине; продолжать учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой, такой же).
И/у «Листопад». Цель: закрепить цвета зеленый, желтый, красный.
Д/и «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.
П/и «Мы топаем ногами…». Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
2 неделя
Осень
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету.
3 неделя
Дикие животные
Д/и «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
И/у «Бусы для белочки». Цель: формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
Д/и «Лесные детишки» Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный».
Д/и «Что привез Мишутка?» Цель: совершенствовать представления о геометрических формах.
4 неделя
Домашние животные
Д/и «Что подарим?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
И/у «Собери картинку» Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (форма, цвет).
Логоритмическое упражнение «Кошечка» Цель: развитие координации речи с движением.
Декабрь
1 неделя
Птицы
Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/игра «Найди такую же птичку». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины.
Д/и «Покормим птичек». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина).
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
2 неделя
Мой дом
И/у «Сравни». Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой, маленький»; уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов: продолжать соотносить предметы по величине.
Работа с разноцветной мозаикой.
Д/и «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Конструктор «Чья конструкция выше?».
Д/игра «Чередование домов». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
3 неделя
Посуда
Д/и «Чайная посуда». Цель: Закреплять знание основных цветов; учить соотносить предметы разные по свойствам; учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей.
Д/и «Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие форму.
Д/и «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Найди такую же чашку». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
4 неделя
Я играю
Д/и «Найди игрушку». Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий».
Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
Работа с конструктором
Д/и «Игрушки для Оли и Коли». Цель: продолжать учить различать и называть цвета; определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный).
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Январь
1 неделя
Новый год
И/у «Что звучит?». Цель: учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.
Д/и «Разложи снежинки». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
И/у «Снеговик» (разрезная картинка). Цель: учить складывать картинки из 4 частей.
Д/игра «Чередование снежинок». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по форме, величине.
2 неделя
Зима
И/и «Маленькие и большие ножки идут по дорожке». Цель: учить понимать слова «длинная, короткая».
Д/и «Где спрятался предмет?». Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий, большой, маленький».
Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
3 неделя
Зима
Д/и «Собери узор». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету.
Д/и «Зима». Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный».
Д/и «Подарки». Цель: совершенствовать представления о геометрических формах.
4 неделя
Зимние забавы
Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Д/и «Разложи снежинки». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Работа с цветной мозаикой
февраль
1 неделя
Мои друзья
Д/и «Что подарим?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Конструктор «Чья конструкция длиннее?».
И/у «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (форма, цвет).
2 неделя
Одежда
Д/и «Оденем куклу». Цель: Учить понимать слова «такой – не такой», «разные», группировать по цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки).
Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина).
Рассматривание картинок по теме «Одежда» и название, какого цвета.
Д/и «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.)
3 неделя
Одежда
Д/и «Разные варежки и шапки, шарфы». Цель: продолжать развивать представления детей о форме, величине, цвете.
И/у «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной
Работа с сортировочным ящиком с прорезями.
Работа с цветными палочками.
И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей.
4 неделя
Обувь
Д/и «Парные картинки». Цель: продолжать учить понимать слова «такой – не такой», «разные», «такой же», группировать по цвету, находить пару.
Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Найди такой же сапог». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета.
И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, величине.
Март
1 неделя
Д/и «Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.
Д/и «Здравствуй, паровозик». Цель: учить раскладывать вагончики от большого к маленькому.
Д/и «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Кубики «Построй, как я». Цель: закреплять представления о цветах, о величине предметов.
2 неделя
И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме.
И/у «Большие и маленькие мячики». Цель: продолжать различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
3 неделя
Весна
Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Найди вазу». Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине, цвету.
И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
4 неделя
Весна
Д/и «Найди такой же цветок». Цель: учить детей выделять величину предмета, отвлекаясь от других его признаков.
И/у «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной
И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей.
Апрель
1 неделя
Мебель
И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.).
Д/и «Стол и стул». Цель: совершенствовать умение определять величину предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Д/и «Разложи по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару». Цель: учить детей находить предметы одной формы.
2 неделя
Мебель
Д/игра «Найди такой же шкаф». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета.
Д/и «Какая мебель». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Конструктор «Собери конструкцию из деталей» (цвет задает педагог).
3 неделя
Цветы
Д/и «Разложи цветы». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Найди вазу». Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Семья
Д/и «Друзья». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Закрой окошко». Цель: учить сравнивать, рассматривать геометрические фигуры.
Д/и «Чей коврик лучше». Цель: развивать зрительное восприятие плоскостных фигур.
Май
1 неделя
Мп/игра «Запомни свой цвет». «Геометрическое лото». Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать по образцу.
Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
И/у «Посмотри». Цель: обучать группировать предметы по форме.
Работа с конструктором.
2 неделя
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/и «Какой?» Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
3 неделя
Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме.
И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Пальчиковая гимнастика повторение.
4 неделя Диагностика
Список используемых источников.
1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст] : учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст] : С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.
4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
5. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей. [Текст] : популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 235с. б.
6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.
7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст] : «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст] : Е. Смирнова // дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32.
10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст] : методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 –
11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст] : «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н. Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС», 2008.
12. Колесникова, Е. В. Две книги в одной. [Текст] : лицей для малышей 2 – 3 лет, тесты для детей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА, 2006. – 47с. С18 – 22.