Надежда Крашенинина
«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия для старшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Публикация «„Путешествие по экологической тропе“, Конспект занятия для старшей группы ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Путешествие по экологической тропе.
В-ль: Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Давайте вспомним что такое ЭКОЛОГИЯ?
Ответы детей: Изучение взаимосвязей в природе. Изучение окружающего мира. Наука о природе….
В-ль: Совершенно верно вы все говорите это изучение ПРИРОДЫ. А что же такое природа?
Ответы детей: (Всё, что окружает нас – земля, вода, воздух, реки, растения, животные, птицы, насекомые).
В-ль: Для чего нужны воздух и вода?
Ответы детей: (Без них человек не может жить).
В-ль: Правильно без воздуха и воды ни человек, ни птицы, ни животные не смогут жить.
Воспитатель и дети подходят к березе у которой стоит ПРИРОДА.
--Посмотрите, кто это нас встречает?
Давайте поздороваемся и спросим?
---Здравствуйте, кто вы?
Природа: Здравствуйте, дети! Чтобы узнать кто я нужно ответить на вопрос - Я то что всех вас окружает– земля, вода, воздух, реки, растения, животные, птицы, насекомые. Кто же я?
Ответы детей: ПРИРОДА!
Природа: Правильно МОЛОДЦЫ! А что вы знаете обо мне?
Ответы детей.
Вос-ль: Ребята, давайте расскажем Природе какое, сейчас время года? А кто, может сказать, в какое время года мы встречались раньше? Как вы догадались, что сейчас весна? А кто знает какая природа осенью и зимой.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распускаются листочки, появляется зеленая травка».
Природа: Дети, а вы помните, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с черными черточками.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая, потрогайте его. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что к березы на веточках? Маленькие клейкие зеленые листочки и длинные сережки.
В-ль: Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки.
Природа приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовые сережки.
ПРирода: Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают.) Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
В-ль: Береза украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Природа, послушай, какие стихи о березе выучили ребята.
Как у нашей у березки,
Очень славные сережки,
Как сройна, и как мила,
Это вновь весна пришла
В новом платьице
Белом в полоску
Побегу по тропинке
К берёзке.
Ей в листочки шепну,
Как на ушко:
- С добрым утром,
Берёзка-подружка!
Под весенним солнышком во дворе у нас
Расцвела березка, радуя всем глаз.
Беленькая стройная, рада, что весна,
Что в зиму холодную выжила она.
Под березкой мальчик маленький играл,
Нежные листочки с веточек срывал.
По стволу березки катится слеза,
«Ах, зачем, Ванюша, ранишь ты меня!»
Березовые рощи
Трепещут на рассвете,
Порывами полощет
Листву веселый ветер,
Березка молодая
Стоит в кругу смущенно,
В рассвете - золотая,
На склоне освещенном.
На свете нет милее
Красавицы прилежной,
Прекрасней и светлее
Березки белоснежной!
Вос-ль: Природа, мы знаем пословицы и поговорки о березе послушай.
Берё за не угроза: где стоит, там и шумит.
Бела береста – да дёготь чёрен.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
У берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Природа: Послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать.
Стоят столбы белёны, на них шапки зелёны. (берёза)
Летом цветёт, зимой греет. Настанет весна – потечёт слеза. (берёза)
В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. (берёза)
Зелена, а не луг, кудрява, а не голова. (берёза)
Природа: Еще береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что еще вкусное и полезное нам дарит это дерево весной? Правильно, это березовый сок. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать своей красотой».
Воспитатель: Ребята, какие еще вы знаете деревья? Можете вы показать их на нашей территории? Ответы детей.
Природа: Ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Во поле берёза стояла».
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла» :
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стоя - ла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их. Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь идем дальше.
Экологическая тропа ведет нас дальше, отгадайте что это
Загадка про кусты сирени
Ребята, скажите сирень это дерево? (нет) А что это? (куст, почему? Как вы узнали? (Ответы)
В-ль обобщает ответы детей.
Воспитатель: Следующую остановку мы делаем около пня. Кто помнит, что такое пень? Правильно. Здесь живут разные насекомые – муравьи, личинки, жучки. Они просыпаются от зимнего сна и начинают свою жизнь. (Ответы детей). Ну, что, идем дальше?
ПРИРОДА вытирает слезы с глаз.
В-ль: Ребята, посмотрите Природа плачет, вы знаете почему? (ответы) давайте спросим.
Природа, почему ты плачешь?
Природа: Мне стало грустно, потому что я вспомнила, как люди относятся к природе, которая их окружает. А вы знаете какой вред люди наносят природе?
(Вырубает леса, загрязняет воду, воздух, убивает животных и т. д.)
Воспитатель: Природа не грусти мы будем внимательно и заботливо относиться ко всему что нас окружает, правда ребята? (ДА) А сейчас ребята, подумайте и скажите как человек должен помогать природе?
(Сажать деревья, не загрязнять воду, воздух, не убивать животных, а заботиться о них, подкармливать в зимнее время).
Как надо вести себя в лесу?
(Не шуметь, не ломать деревья, не разорять гнёзда, не сгонять птиц с гнёзд, не разрушать муравейники, не мусорить).
А вы знаете что такое Красная книга?
(Многие растения и животные, которых стало мало, исчезают, внесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным внесенным в эту книгу угрожает опасность вымирания и Красная книга берёт их под свою защиту).
Кто больше назовёт пословиц о природе.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Пчела хоть и жалит, да мед дает.
Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.
Возле леса жить - голодному не быть.
Рощи да леса - всему миру краса.
Дети с Природой подходят к дереву, на котором висит скворечник и кормушки.
Природа: Дети, вот висят кормушки для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу на земле, в траве. Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей).
Природа: А, что это за домик на дереве? Как он называется? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?
Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали ребята с воспитателем. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»
Воспитатель: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам, пусть они спокойно высиживают своих птенчиков
В-ль: Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Сегодня мы узнали много нового и интересного.
Педагог и дети благодарят Природу за интересные рассказы о природе.
Природа: Вы мне очень понравились, приходите в гости, я еще многое могу рассказать вам о природе. Ребята, в память о нашей встрече я хочу подарить вам «Правила поведения на природе», чтобы вы всегда помнили сами и учили других как надо вести себя, чтобы сохранить наш мир. До свидания!
Педагог и дети благодарят Природу за подарок.
В заключении воспитатель и дети рассматривают альбом с правилами.