Елена Дурыманова
Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России возросла необходимость психолого-педагогической помощи детям с Расстройствами Аутистического спектра и их родителям. Это происходит в связи с увеличением роста рождения детей с Расстройствами Аутистического спектра (РАС).
По статистики 2018 года - на 68 рожденных детей рождается один ребенок с РАС. Конечно, мы наблюдаем увеличения количества таких детей в дошкольных и специальных образовательных учреждениях. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Публикация «Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. В свободной энциклопедии (Википедии) раскрывается термин так: Расстройство аутистического спектра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder) — нейроонтогенетическое расстройство, то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями. Основная характеристика расстройства — перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость, однако встречаются и высокоинтеллектуальные индивидуумы с данным расстройством.
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:
F84.0 Детский аутизм. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70.
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.5 Синдром Аспергера
В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02).
Инклюзия детей с РАС в российской системе образования
В Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые было закреплено на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.
По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 % (Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.)
Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области № 1916 от 17.10.17 был создан региональный ресурсный центр. Проведена работа по заключению соглашения ДО и НКО с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС для осуществления консультативно-методического сопровождения по вопросам развития системы помощи детям с РАС. Подготовлен перечень организаций, осуществляющий помощь и обучение детей с РАС в Кемеровской области (который будет размещен на сайте ФРЦ). В городе Кемерово, за 2017-2019 год - более 100 семей получили психолого-педагогическую помощь с детьми РАС в «Региональном ресурсном центре комплексной помощи детям с РАС» (Научно-практическая конференция «Здоровье и развитие личности. Ранняя помощь» 28.11.2019г.)
Наш МАДОУ №228 «комбинированного вида» посещают как обычно развивающиеся дошкольники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. В кабинете психолога находится сенсорная комната. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода сенсорными стимуляторами. А также в комнате используется песок (песочная терапия). Сенсорные стимуляторы воздействует на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Занятия в комнате способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Они построены так, чтобы повышать уровень мотивации и успешности ребенка используя поощрения, короткие четкие инструкции, подсказки, дробление сложных действий на простые, постепенное формирование требуемых реакций посредством незамедлительных поощрений. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию, а использование «подкреплений» - усиливает вероятность возникновения поведения социально приемлемого в обществе, дает возможность закрепить социальные, академические и игровые навыки.
В своей работе с детьми РАС я руководствуюсь принципами прикладного анализа поведения (АВА, который сейчас активно стал применятся во многих странах мира. Кроме того, на сегодняшний момент, это единственный подход, эффективность которого доказана в ходе научных исследований. Прикладной анализ поведения (АВА) — это дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую сторону. Для изменения поведения используется комплекс стратегий и приемов. Таких как: обучение без ошибок, подсказки, правила в визуальной форме, графики, расписание заданий, поведенческий момент, усиление поведения, ослабление поведения и гашение поведения. (Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). - Самара: Издательство Дом «Бахрах-М», 2020.- 208 с.)
Хочу напомнить, что работа с родителями, с семьей, является важной составляющей успешности ребенка. Ведь семья — это микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. Рождение особенного ребенка, часто приводит семью к стрессу, который имеет пролонгированный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Нужно помочь семье восстановиться после перенесенного стресса. Способность семьи восстанавливаться после стресса называется устойчивостью. Выделяют два типа семей. Уязвимые семьи: при столкновении с трудностями члены такой семьи не поддерживают друг друга, не желают идти на компромиссы. Они не умеют распределять ответственность и обязанности в семье, никогда не вовлекают всех членов семьи в процесс принятия важных решений.
Регенеративные семьи: при столкновении с трудностями члены таких семей поддерживают, мотивируют друг друга на решение проблем, открыто проявляют любовь и заботу друг о друге, имеют семейные правила и ценности. Эти семьи обладает способностью контролировать трудные ситуации, пробовать новые способы их разрешения.
Работа с родителями: установление доверительных отношений, повышение родительской компетенции, обучение навыкам взаимодействия, мотивация родителей, психологическое и социальное сопровождение – от момента выявления РАС у ребенка и столько, сколько потребуется. Нужно помочь создать условия для адаптации не только ребенку, но и родителям. Научить сотрудничать родителей ради достижения приемлемых (выполнимых) целей.