Вера Ануфриева
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 и с 7 лет.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированность элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь планировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Публикация «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Таким образом «готовность к школе» подразумевает собой Уровень физического, психического и социального или личностного развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе :
1. Уровень физического развития.
2. Уровень биологического развития.
3. Состояние здоровья.
При определении физического развития проводится оценка трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя, массы тела и окружности грудной клетки.
В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела.
В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.
Первая группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие.
Вторая группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья.
В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.
Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаторных и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отстрочка поступления в школу.
У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как прыжки, бег, лазание, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.
Психологическая готовность к школе определяется по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
1. Планирование – умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;
средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2. Контроль – умение сопоставить результаты своих действий с намеченной целью:
низкий уровень – полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное соответствие);
высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели; ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
низкий уровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
средний уровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
высокий уровень – явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
4. Уровень развития интеллекта:
низкий уровень – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего – неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки;
высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
очень высокий – возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Одним из важнейших условий благополучного начала обучения в школе является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации.
Она включает в себя:
• наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
• понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
• минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
• эмоционально-благополучное отношение к школе.
Л. Е. Тарасова предлагает следующую структуру личностной готовности к школе :
1. Формирование «внутренней позиции школьника»;
2. Определение уровня развития мотивационной сферы;
3. Определение уровня развития эмоциональной сферы;
4. Способности произвольного управления поведением и познавательной деятельностью.