Лучший педагог года

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

Инна Бедина
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

Одна из закономерностей развития детей первых лет жизни - быстрый темп формирования умений, важных и в данный возрастной период. Это относится как к физическому, так и к психическому развитию ребенка. Младший дошкольный возраст – этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3-х до 4-х лет. Ребенок появляется на свет беспомощным, но каждый месяц жизни дает ему нечто новое. К году он уже самостоятельно ходит, понимает несложные высказывания взрослого, может «говорить» сам (хотя его словарный запас включает всего 8-12 слов).

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На третьем году жизни ребенок хорошо понимает речь взрослого, а словарный запас его составляет уже 200-300 слов: по разнообразным поводам он может обращаться к взрослым, становиться, по выражению Н. М. Щелованова, «приятным собеседником».

На протяжении всего третьего года жизни, благодаря формирующимся способностям к наблюдению и подражанию ребенок в игре воспроизводит несколько действий, овладевает элементами конструирования, может подолгу заниматься дидактическими игрушками. У малыша повышается уровень самостоятельности в разных видах самообслуживания. Ребенок начинает осваивать способы поведения. У него возрастает потребность общаться со взрослыми по любому поводу.

Психолог М. И. Лисина и её сотрудники установили, что возникающая в младенчестве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Ребёнку третьего года так же, как и более маленьким детям, необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать, что он его ценит и любит. В свою очередь, психологи А. Г Рузская и Т. В. Ермолова отмечают, что дети в этом возрасте стремятся делать то же самое, что делает близкий им взрослый, однако они предпочитают действовать с предметами. Для детей младшего дошкольного возраста самое главное – действие, а так как к результату они не стремятся, то без взрослого эти занятия скоро обрываются.

С трехлетнего возраста дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлечённо «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. При этом дети не только «изучают» сами предметы, но и стремятся овладеть действиями, которые совершают взрослые. Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводит к тому, что у ребёнка возникают мысленные представления, как о предметах, так и действиях с ними. Благодаря таким мысленным представлениям возникает способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует интенсивное развитие в начале данного возрастного периода предметно - манипулятивной игры. Но всё же, у малышей сохраняется привязанность к конкретной ситуации.

Придя в детский сад, ребёнок сразу же попадает в многочисленное детское общество, и здесь у него появляется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту. Заняться общим делом детям ещё трудно, зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или выполняет необычные движения, поэтому дети охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают вместе, глядя друг на друга, от этого заражаясь весельем.

Чувственное восприятие окружающего мира имеет для трехлетних детей большое значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но целостно, не выделяя какое-либо определенное сенсорное свойство, т. е. например, большой красивый мяч, а не его величину, цвет, форму.

Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространства, появляется способность к различению цветов. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух.

Внимание детей этого возраста очень не похоже на то, которое мы наблюдаем у взрослых. Ребёнок не может заставить себя быть внимательным, т. е. произвольно направлять и удерживать своё внимание на каком-то объекте. Дети бывают, внимательны лишь потом, что объект, приковывает к себе их внимание. Иначе говоря, устойчивость внимание ребёнка зависит от его интереса к объекту. На интересующем их деле даже такие маленькие дети могут сосредоточиться в течение 27 минут. Направить на что-либо внимание ребёнка путём словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить внимание на другой предмет с помощью словесной инструкции можно лишь при многократном её повторении. Именно поэтому детям данного возраста очень сложно немедленно выполнять просьбы взрослого. Объём внимания ребёнка очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш всего один единственный.

Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании ранее знакомых вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально, дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время малыши прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребёнок запоминает то, что запоминалось само. В психике трехлетнего малыша появляются такие особенности, которые раньше отсутствовали:

- интенсивное развитие речи;

- появление целенаправленности;

- начало осознание самого себя.

В этот период детства значительно увеличивается словарь ребёнка, но для этого должны быть созданы соответствующие условия: необходимо, чтобы ребёнок слышал разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривал с ними сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии.

Целенаправленность у детей зарождается с возникновением осмысленного результата. Вот он громоздит кубики, не намереваясь что-либо создать, но вопрос взрослого: «Что ты построил?» - зарождает в нём мысль, что это сооружение может быть чем-то, например машиной, которая ему так понравилась в жизни. А если взрослый ещё похвалил постройку, и приставил колёсико, то малыш и сам поверит, что сделал автомобиль. В следующий раз он уже с некоторой уверенностью будет заявлять, что построил машину. А через какое-то время, взяв кубики, скажет, что собирается строить машину. Это мы, взрослые, определяем ребёнку цель, показав, что его действия привели к осмысленному результату, одобрив и результат, и действия, и его самого. Поэтому, общаясь с детьми, важно постоянно ненавязчиво интересоваться тем, что они делают, подсказывать результат, одобрять его.

Таким образом, к четырем годам ребёнок уже может заранее в уме представить себе тот результат, который хочет получить, приступая к какому-либо делу. Это знаменуется переходом от случайных манипуляций к целенаправленным действиям. Взрослый должен облегчить этот переход, постоянно интересуясь, что сделал ребёнок, что он делает, и что собирается делать, помогая детям довести задуманное ими до конца, одобряя полученный результат. Наиболее благоприятная среда для психического развития и воспитания ребёнка младшего возраста – это семья, где его окружают родные любящие люди, которые заботятся о нем, а в детском образовательном учреждении важно, чтобы педагогический процесс способствовал полноценному психическому развитию каждого ребенка.

Публикации по теме:

Педагогическая характеристика на обучающегося дошкольного возраста, направляемого на территориальную ПМПК Предлагаю вашему вниманию ПРИМЕР написания психолого - педагогической характеристики на на обучающегося дошкольного возраста, направляемого.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения.

Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.

Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено) Проживает.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 "СОЛНЫШКО". Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 "Солнышко" с августа.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 мая 2019 в 22:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Бедина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД