Алёна Артёмовна Шенкнехт
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
При нарушении развития произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняв развернутой фразовой речи наблюдаются элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Владение речью на данном уровне предусматривает общение детей с окружающими только в присутствии родителей (воспитателей, дающих соответствующие пояснения.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Например: «Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак. Я басик сама каталясь. Ля диляитука и дамлеметьки. Катели. Вот так и дезесоко катались. Се паса алёекекатата, а потом кабликекатата». (с мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк. Я на больших сама каталась. Я видела петуха и дам семечки. Качели. Вот так даже высоко катались. Еще пошла на лодке кататься, а потом на кораблике кататься) [23, с. 37].
У детей данной категории крайне затрудненосвободное общение. Недостаточно четко в самостоятельной речи звучатдаже те звуки, которые дети умеют правильно произносить. Характерным для них является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда один звук заменяет сразу два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, звук «с» мягкий, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звуки «с» («сяпоги» вместо сапоги, «ш» («сюба» вместо шуба, «ц» («сяпля» вместо цапля, «ч» («сяйник» – чайник, «щ» («сетка» – щетка). Такженаблюдается замена звуков более простых по артикуляции, чаще всего соноров («люта» – рука, свистящих («тотна» – сосна) нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному («паяход» – пароход, «паляд» – парад, «лука» – рука) или когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях взаимозаменяет. Последнее происходит чаще с йотированными звуками, а также с «л’», «г», «к», «х» («ямак» – гамак). Сюда же можно отнести искаженное произнесение некоторых звуков (межзубные свистящие, горловое «р») [23, с. 38].
Также для данной категории детей характерным является нечеткое произнесение звука «ы» (среднее между «ы – и», недостаточное озвончение «б», «д», «г» в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков «к», «г», «х», «т», «д», «л’», «йот», которые в норме формируются рано («ля сей домоль» – я пошел домой) [23, с. 38].
Есть нарушения и в слоговой структуре слов. Повторяя вслед за логопедом 3 – 4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи искажают их, сокращая число. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове («вожотик» – животик, «кодовода» – сковорода и т. п.) [23, с. 39].
Дети с нарушениями произносительной стороны речи с общим недоразвитием речи III уровня не знают названий многих частей предметов, они заменяют их названием самого предмета (вагон поездом) или действия, заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (приклеивает– «мазет», вырезает – «вёт». Нередко, правильно показывая на картинках заданные действия, в самостоятельной речи их смешивают («поливает в катюлю сюп» вместо наливает, «чешет нос» вместо точит нож, «тёт веником поль» вместо подметает). Следовательно, можно говорить о том, что словарь таких детей также значительно отстает от нормы [23, с. 40].
Дети не понимают и не могут показать такие действияиз ряда предложенных, как штопает, вышивает, распарывает, переливает, перелетает, подпрыгивает, кувыркается, нередко они не знают названий оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой, а некоторые путают и основные цвета (желтый, зеленый, коричневый).
Дети плохо различают названия формы предметов. Называя круглые предметы, они не могут указать овальные, квадратные, треугольные.
Можно выявить следующие лексические ошибки:
• замена названия части названием целого (воротник, рукав – рубашка; носик, донышко – чайник);
• замена названия предмета названием действия (шнурки – завязывать; продавец – тетя продает);
• замена слов близкими по ситуации и внешним признакам (панама, шляпа, берет, фуражка – шапка; куст, дерево, кресло, табуретка – стул);
• замена видовых понятий родовыми (ромашка, колокольчик, роза – цветок, хотя по программе старшей группы дети должны уметь определять названия растений и птиц);
• замена названий признаков (узкий –неузкий; короткий – маленький; длинный, широкий – большой).
Также можно выявить наиболее частые грамматические ошибки:
• неверное согласование прилагательного с существительным в роде и падеже («Я игаю галюбаля лисом» – Я играю голубым колесом; «У меня нет голуболь колесы» – У меня нет голубого колеса);
• смешение родовой принадлежности существительных («де кадаса» – два карандаша);
• неверное согласование числительного с существительными всех трех родов («два рути» – две руки, «пять ногах» — пять ног, «пять кадасех» – пять карандашей);
• опускание предлогов («я идаю батитом» – я играю с братиком, «паток лезит камане»–платок лежит в кармане);
• замена предлогов («нигаупая и тая» – книга упала со стола);
• недоговаривание («полезя а заболь» – полезла на забор, «посьля а уисю» – пошла на улицу).
Характерно, что наиболее простые категории рода, числа, падежа в привычном контексте употребляются детьми верно, а в обусловленной речи в этих же формах появляются ошибки [23, с. 41].
Часто отмечается недопонимание изменений значения слов добавлением или снятием приставки, суффикса. У большинства детей отсутствует различение морфологических элементов, выражающих значение числа и рода прилагательных.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: дети с нарушениями произносительной стороны речи с общим недоразвитием речи III уровня в разговорной речи чаще используют простые предложения, при этом их структура может быть нарушена. Нередко дети делают ошибки при словообразовании. Часто неправильно употребляют существительные множественного числа. Словарный запас большой, но дети с нарушениями произносительной стороны речи с общим недоразвитием речи III уровня не знают некоторых слов своих сверстников нормы развития.