Марина Цыгурина
Консультация «Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире наблюдается опасная тенденция к росту агрессивности. Особое внимание ученых всего мира привлекает то, что агрессивными растут дети и подростки. К сожалению, этот фактор присущ даже благополучным семьям.
На сегодняшний день в практике уделяется недостаточное внимание решению проблемы агрессивности, но используются различные методы профилактики и коррекции. К сожалению, нет возможности искоренить это качество полностью, учитывая сложность восприятия информации среди таких детей и подростков.
Публикация «Консультация „Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Агрессивное поведение — враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. Слово агрессия происходит от латинского «аggredi», что означает «нападать».
Фрустрация — психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой и отчаянием. У детей причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого, также часто это ведет к формированию отрицательных черт поведения. Это происходит по причине колоссальной разницы между поколениями и непониманием между взрослыми и детьми.
Отец психологии - Зигмунд Фрейд в своих трудах пишет о гидравлической модели агрессивности, в которой агрессивность имеет внутренний источник, и чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась. Агрессивность, по мнению ученого, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида. Также Фрейд писал о том, что агрессивность - это нереализованный энергетический потенциал человека, то есть, зачастую, творческие, физически активные и здоровые люди не могут проявить, и, соответственно, выпустить всю накопившуюся в них энергию.
Вальтер Холличер в книге «Человек и агрессия» приводит исследование, показывающее, что «у высокоразвитых животных и у человека в поведении присутствует значительный компонент агрессии, который проявляется в тенденции отвечать нападением или враждебностью на определенные виды раздражителей.
В теории социального научения Альберта Бандуры, схема анализа агрессивного поведения выглядит так: агрессивность приобретается посредством биологических факторов (гормоны, особенности нервной системы, научения (непосредственный опыт, наблюдение). Агрессивное поведение провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение); инструкциями (приказы); эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи, но также, агрессивное поведение регулируется внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия); викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других); механизмами саморегуляции (гордость, чувство вины).
Выделяют несколько видов агрессивности :
- Физическая и вербальная
Физическая агрессивность - использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
- Прямая или косвенная
Прямая - непосредственно направленная на человека, косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.).
- Защитная или провоцирующая
Защитная - в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая - первое проявление агрессивности, "первая атака".
- Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)
Границы агрессивного поведения часто бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессивность имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.
- Враждебная и инструментальная
Источником "враждебной" агрессивности является гнев, и её конечная цель - причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессивность.
После подробного изучения природы агрессивности и агрессивного поведения попробуем разобраться в ее причинах и последствиях.
Социологи, работающие с девиантными подростками, говорят, что с самого раннего возраста у них деформирована система жизненных ценностей. Им хочется самоутвердиться, что-то совершить, найти у окружающих признание, приобрести друзей.
В науке есть понятие "подростковый моббинг" - от английского слова "толпа", означающее организованную коллективную травлю подростка сверстниками. Нередко именно травля становится причиной самоубийств подростков. В зависимости от врожденных физиологических качеств и характера человека, такие травли полностью изменяют вектор жизненного пути подростка. Он, в силу своего переходного возраста очень эмоционален, и в этот период родителям важно проявлять терпение и заботу, верить в амбиции своего ребенка и обусловить ценность понятия «СЕМЬЯ». Когда заложен крепкий фундамент, то внешние факторы не смогут повлиять на душевное состояние ребенка вне стен дома.
Учеными проводятся исследования в дошкольных учреждениях на предмет агрессивности. Воспитатели признаются, что самая большая проблема в борьбе с детской агрессивностью это коммуникации с родителями, которые не понимают важности своего присутствия и участия в процессе воспитания ребенка, они часто не хотят принимать замечания и рекомендации от педагогов.
Родителям, в первую очередь необходимо учиться выстраивать доверительные и дружеские отношения со своими детьми, проводить совместные беседы и семейные мероприятия, общаться в спокойных и ласковых тонах, тем самым создавая эмоционально здоровую атмосферу. Также, для исключения непонимания, нужно задавать такие вопросы: «Что тебя беспокоит?», «Как я могу тебе помочь?», «Чего тебе хочется?». Это поможет выявить потребности ребенка и направить его в правильное русло. Исследования показывают, что дети с большой радостью принимают участие в любой деятельности, когда к ним присоединяются их родители, воспитатели и авторитетные для них взрослые. Особенно, это актуально в случае с агрессивными детьми, у которых огромный и нереализованный запас энергии и творческого потенциала.
Используя исследования психологов и практические наблюдения за детьми и подростками, ученые предлагают внедрять в обязательную программу воспитания подвижные игры и упражнения. Необходимо строительство игровых площадок, расширение спортивных залов в детских садах и увеличение времени на активные занятия.
Также желательно обучение работников дошкольных учреждений и организаций новым методикам и внедрение игровых форм преподавания. Сейчас активно используются арттерапия, музыкальные постановки, сюжетно-ролевые игры, анималотерапия, и все это удачно сказывается на развитии положительных качеств среди детей.
На занятиях по физической культуре и во время прогулок у детей есть возможность поиграть, побегать, попрыгать, и это пространство можно использовать для высвобождения их накопившейся энергии. Дети любят такие игры как: «Хитрая лиса», «Ловишки», «Совушка», «Бубен» и другие.
Фантазия и энтузиазм воспитателей поможет в борьбе с детской агрессивностью, помощь родителей бесценна, и, для решения этой проблемы нужно обратиться ко всем и каждому, чтобы социум был комфортной, безопасной и радостной средой для жизни и творчества нашего будущего поколения.