Приложение МААМ

Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста

Аветисян Лиана
Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: статья имеет практическую значимость для воспитателей детского сада, желающих осуществить успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Ключевые слова: раннее развитие, сенсорное развитие, лист адаптации, карта нервнопсихического развития ребёнка.

Публикация «Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Каковы же психолого педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?

1

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:

будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;

будет составлена карта нервнопсихического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;

будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Все эти составляющие невозможны без общения с родителями и наблюдения за ребенком. Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям неуверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнюю тревогу, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя поразному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок, при расставании с близкими, начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т. д. Поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

2 Новое слово в науке: перспективы развития

Педагогика

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [5, 21–22].

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

3

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 23 месяцев).

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10– 20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы, конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2–3 до 7–10).

Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, 4 Новое слово в науке: перспективы развития

Педагогика

независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственноэмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативнодейственном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п. – на втором этапе [4, 26].

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметноигровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психологопедагогические параметры, которые объединены в три блока:

поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребно- стей;

нервно психическое развитие;

черты личности [3, 18].

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к

поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы (Приложение 1).

Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и

5

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

даются рекомендации по подготовке детей. Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.

Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.

Поведение

1. Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное).

2. Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).

3. Характер сна (спокойный; неспокойный).

4. Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)

5. Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).

6. Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).

6 Новое слово в науке: перспективы развития

Педагогика

7. Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).

Личность

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?

2. Интересуется ли действиями взрослых?

3. Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?

4. Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без

посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре?

5. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт?

6. Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт?

7. Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно?

Список литературы

1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просве- щение, 2005. – 176с. ил.

2. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007. – 304с.

3. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. М. : ЛИНКАПРЕСС,1999.

4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Во- ронеж: Учитель, 2006, 236с.

5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитате- лей дет сада/ – М. : Просвещение, 2003. No3. 104с, ил.

6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. – М. : Педобщество, 2003, 240с.

7

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

7. Жл No 4. Ребенок в детском саду. 2001.

8. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка – М. : Просвешение,1985. 112 с.

9. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учре- ждениях – М. : Владос, 2007, – 176с.

10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 24 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М. : Книголюб, 2000. – 72с.

11. Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М. : МозаикаСинтез, 1996. – 160с. 12. Электронный ресурс: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a3ad68b5c53b88521206d27_0.htm l, который составляет 49 % всей работы.

12. Электронный ресурс: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a3ad68b5c53b88521206d27_0.htm l, который составляет 49 % всей работы.

8 Новое слово в науке: перспективы развития

Публикации по теме:

Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе Уважаемые, коллеги! Вашему вниманию предлагаю статью о проблемах адаптации детей, и в связи с этим я в очередной раз начинаю свое пятилетнее.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ "Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ"Система психолого-педагогического сопровождения.

Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю.

Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста Первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного решать различные задачи, быть социально активным в.

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к ДОУ Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного.

Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Изменение привычного течения жизни и отрыв от матери достаточно травматичны для ребенка, и от нас как от воспитателей во многом зависит,.

Презентация «Изобразительная деятельность детей раннего возраста как условие их успешной адаптации к детскому саду» Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка раннего возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего дошкольного возраста в процессе его адаптации к дошкольному учреждению Введение Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в.

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Цель: повышение.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 19:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Аветисян Лиана (УИ 1499385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД