Сахратова Эльмира Нураддин Кызы
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста и специфика развития коммуникативных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста и специфика развития коммуникативных способностей
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют активно включать его в разнообразные виды деятельности, которую организуют и которой руководят взрослые, обеспечивая тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание детей.
Публикация «Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста и специфика развития коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В этом возрасте рост детей увеличивается (ребенок растет до 6-7 см в год). Данный возраст специалисты называют периодом первого физиологического вытяжения. Прибавка в весе также значительна – около 2 кг в год. К 6-ти годам ребенок, по данным медиков, должен при нормальном развитии удвоить свой вес в годовалом возрасте. В шесть лет поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у ребенка больше, чем у взрослых, поэтому они легко могут перегреваться и переохлаждаться.
К 5-ти годам позвоночник соответствует форме его у взрослого, но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важно постоянно наблюдать за позой ребенка, за его движениями и играми. Во время рисования, лепки, чтения книги расстояние до глаз должно быть 30-35 см. При необходимости надо подставлять скамеечку ребенку под ноги или приобрести стул, который можно поднять или опустить. Постель должна быть не слишком мягкой, а, напротив, жесткой и ровной. Физические нагрузки необходимы, но – соответственно возрасту.
В этом же возрастном периоде заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких.
Важное место в этом возрасте должна занимать гигиена. Ребенок обязательно должен самостоятельно и без напоминаний мыть руки перед едой, после улицы и туалета. Следует приучить ребенка чистить зубы два раза в день. Купать в возрасте 5-7 лет следует не реже одного раза в неделю, а мыть ноги всем детям и подмываться девочкам – каждый день.
В возрасте около 5-ти лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К этому возрасту он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
У детей старшего дошкольного возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять, в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
Наибольшие изменения в период дошкольного детства, как отмечает Б. С. Волков, «переживает нервная система, поскольку от гармоничного развития нервной системы зависит и развитие психических процессов, совершенствование уравновешенности, способности к концентрации на определенном виде деятельности».
В свою очередь Т. А. Репина считает, что «старшее дошкольное детство – это возраст, сензитивный для развития коммуникативных способностей». В этот период у детей складывается жизненно важная потребность в закреплении положительно окрашенных социальных взаимоотношений со взрослыми. Это необходимо ребенку для подтверждения своих умений и навыков в общении с ними, формирования основы самосознания личности, которое определяет базовые способности осознавать в коммуникации свои отношения с окружающими, все события и моменты межличностного взаимодействия. Именно в старшем дошкольном возрасте способности к коммуникативной отзывчивости, формирующейся из умения понимать, откликаться на эмоциональное состояние партнера по общению и сопереживанию становятся основой социально-личностной готовности к обучению в школе.
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, доступно излагать свои мысли. При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка, как отмечают Н. В. Шитова и И. Н. Травкина, «появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми» .
В свою очередь Т. М. Маслова в своем исследовании отмечает, что «для развития коммуникативных способностей личности важен определенный уровень развития общительности, доброжелательность в отношениях, человек должен уметь контролировать себя в процессе общения, владеть коммуникативными умениями (уметь слушать, а не слышать, использовать невербальные средства общения и др., быть эмпатийным».
М. К. Иванова и О. С. Егасова называют «три основных компонента, которые включают в себя коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте :
– мотивационный (желание ребенка общаться, вступать в контакт);
– когнитивный (знание норм и правил при общении);
– поведенческий (умение организовать общение и поддержать коммуникацию)».
Первый аспект (мотивационный) включает в себя мотивы и потребности в общении, которые определяют желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых данная способность отсутствует или недостаточно развита, отличаются изолированностью в группе, так как стремятся к уединению.
Второй аспект коммуникативных способностей – когнитивный – определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения в коммуникации. С точки зрения Л. В. Коломийченко, «хороший уровень этих знаний свойственен тем детям, которые пришли в группу, уже имея благоприятный опыт общения и взаимодействия с близкими взрослыми, научивших ребенка способам организации контакта с другим человеком, правил ведения разговора и завершения его, приемам разрешения возникающих конфликтов». Такие знания имеют жизненную основу и обычно передаются детям естественным образом в ежедневном взаимодействии с родителями, родственниками, педагогами, другими детьми.
Поведенческий аспект – умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – также важная составляющая способности к общению. Данная область поведения включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать.
Учитывая данную сложность структуры коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, задачи педагога в работе по их развитию осложняются. Ведь ребенок в данном возрастном периоде начинает осознавать и обобщать свои личные переживания, у него формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в коммуникативной деятельности. Решая эти задачи, надо учесть, что дети старшего дошкольного возраста достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки в этом виде активности, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. В это же время происходит, как говорят психологи, идентификация ребенком себя со сверстниками («Он такой же, как я», что коренным образом меняет отношение к нему.
Если в младшем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в старшем дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство, в котором плотно общаются и взаимодействуют, проявляют свои предпочтения, реализуя свои задатки и потребности.
Таким образом, психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста обусловлены тем, что все системы организма претерпевают ряд изменений. Наибольшие изменения переживает нервная система, поскольку от гармоничного развития нервной системы зависит и развитие психических процессов, совершенствование уравновешенности, способности к концентрации на определенном виде деятельности. У детей этого возраста возрастает самостоятельность ребёнка, изменяется позиция и отношение с другими детьми, происходит потеря детской непосредственности.
Специфика развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что, с одной стороны происходит активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения; с другой стороны – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга. С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.