Галина Коновалова
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению подразумевает :
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовать общение, включающее в себя умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
Публикация «Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста),» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Всему этому ребенок научается в семье, в группе детей и в общении со взрослыми – педагогами и родителями. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – показатель отклонений психического развития. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, можно предложить простые игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые педагоги и родители могут провести индивидуально с ребенком или в группе сверстников.
«Путаница». Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого ребенка, левую берет кто-то из детей. Взрослый помогает, следя, чтобы за одну руку взялся только один ребёнок. После этого дети открывают глаза. Задача детей – распутаться, не отпуская рук. Хорошо в этой игре использовать веселую, бодрую мелодию.
«Насос и мяч». Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.
Дети, изображающие мяч, должны стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадуая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным.
Дети надувают щеки, руки с напряжением вытягивают в стороны, начинают распрямляться. Взрослый может потрогать мышцы сказать, что он перестарался и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение.
Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Если детей много можно предложить им разбиться на пары.
«Походки». Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.
Детям предлагается изобразить походки различных животных и людей (как старик, как маленький ребёнок, как клоун, как медведь и т. д.). Варианты походок могут придумывать сами дети.
Второй вариант этой игры, когда другие дети должны по походке угадать, кого изображают.
«Через стекло». Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.
Детям предлагается объяснить что-либо друг другу, представив, что между ними стекло (окно, через которое не проникают звуки. Например, «Дай мне шапку, я замерз, на улице холодно», «Принеси мне карандаш, я буду рисовать», или ребёнок сам придумывает сообщение, которое хочет передать.
«Поезд». Упражнение способствует развитию сплоченности группы.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи или за пояс впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Проползти под дугой.
2. Перепрыгнуть через канаву.
3. Пройти по узкой тропинке
4. Обогнуть «широкое озеро».
5. Подняться и сойти с небольшого куба.
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
«Поводырь». Игра развивает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
Упражнение выполняется в парах. Сначала один ребёнок водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются местами.
«Весёлый мячик» Упражнение способствует преодолению застенчивости детей.
Дети встают в круг и передают друг другу мячик со словами:
Ты катись, весёлый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый мячик –
Танец пусть станцует нам.
У кого на последнем слове оказывается мяч, выходит в круг и танцует.
Это лишь небольшая подборка игр, которые мы используем для развития коммуникативных навыков детей.
Пусть все дети растут счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. А мы, взрослые, поможем им разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.