Татьяна Борисовна Гирфанова
Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой активности старших дошкольников. Для этого мы, воспитатели, насыщаем жизнь воспитанников разнообразными проблемными игровыми и практическими ситуациями, разрешив которые, они удовлетворяют свою потребность в дружеском общении и сотрудничестве, приобретают богатые возможности для развития диалогической речи, обогащении представлений.
Публикация «Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как же мы изучаем интересные для воспитанников темы, чтобы обогатить и активировать их речевой опыт? В нашей группе применяют следующие формы работы, основанные на детских интересах: творческие встречи с интересными людьми (родителями, участие в проектной деятельности, экскурсии,занятия в библиотеке, поисково-исследовательская деятельность,участие в театральной деятельности.
Цель : - развитие коммуникативных способностей и речевой активности в условиях партнёрской деятельности.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей в разных видах деятельности, побуждающие активно применять свои умения и знания.
- Содействовать развитию активной, самостоятельной, творческой личности, готовую постигать сложность и новизну меняющего мира.
- Содействовать активизации речи детей, обогащению их лексического словаря, развивать диалогическую и монологическую речь.
- Обобщать опыт сотрудничества старших дошкольников со сверстниками и взрослыми.
Что же мы делаем интересного в группе, чтобы дети были активны и свободно владели коммуникативной деятельностью?
1). Проектная деятельность является основой для развития умения работать в коллективе, подчинять свои действия интересам общего дела, делиться идеями и собственным опытом, обсуждать результаты деятельности, поэтому мы активно используем её в своей работе с детьми. В группе были реализованы проекты «Хлебушко – пирогам и булкам дедушка», «Путь к звёздам», «Земля – наш общий дом», «Весну встречаем - птиц зазываем», «Наши четвероногие помощники», «Растём богатырями земли русской», «Самара – наш город родной» и другие.
2). Умению рассказывать о своих действиях, о разных процессах, нам помогают такие мероприятия, как, например, совместное участие в познавательно-экспериментальной деятельности «Как растёт тесто?» в рамках проекта «Весну встречаем – птиц зазываем», где ребята не только наблюдали за процессом замешивания и готовности теста, но и принимали активное участие в процессе изготовления булочек – «Жаворонков». Когда дошкольники увидели результат своего труда, выполнили с готовыми продуктами национальные ритуалы (заклички, песенки о птицах, о весне, а потом ещё и полакомились ими, восторгу и рассказам об этом мероприятии не было конца.
3). В поисково-исследовательской деятельности«Что нужно для роста растений» и «Как размножаются растения?»(в рамках проекта «Земля –наш общий дом») с ребятами мы сажали весной лук, рассаду томатов и укроп, наблюдали, как они растут, а когда лук и укроп выросли, добавляли их, как витамины, к обеду. Кроме того, была создана коллекция «Что растёт на огороде?» с картинками и семенами овощных культур. В мае рассаду томатов высадили на огород вместе с кабачками и тыквой… А сколько радости было, когда появились первые цветочки на кустах и первые завязи плодов. На клумбах вместе с детьми мы сажали и бегонии, и ноготки, и бархотки, и ромашки, и георгины, и пионы. Всё это доставляло воспитанникам огромную радость от того, что они могли сами участвовать в украшении нашего детского сада. Я думаю, что практические действия, поисково-исследовательская деятельность, несомненно, оказывают положительную динамику на развитие не только познавательной деятельности, но и обогащению и активизации лексического словаря, диалогической при беседе и монологической речи при составлении рассказов.
4). Кроме того в своей работе я активно использую экскурсии, так как считаю, что в специально организованных условиях дети лучше социализируются, а также активнее закрепляют материал и овладевают лексической темой. В прошлом учебном году, мы посещали ателье пошива и ремонта одежды, где воспитанники могли на практике посмотреть, как работают закройщики, швеи-мотористки, модельеры и приёмщики. Дети не только наглядно увидели процесс пошива одежды, но и смогли сами поучаствовать в процессе, потрогать всё своими руками.
Кроме того, в честь 150-й годовщины со дня первого полёта в космос Ю. А. Гагарина, мы посетили Музей авиации и космонавтики. Там, дошкольники не только увидели технику, макеты и приспособления, помогающие космонавтам и лётчикам в полётах, но и узнали историю создания авиации и космонавтики, их эволюцию. Познакомились с пищей, которую используют космонавты во время полётов, посмотрели фильм о жизни космонавтов на космической станции. Можно представить реакцию детей и их восхищённые рассказы после этой экскурсии. Все полученные знания мы закрепили с детьми в дидактических, развивающих и настольно-печатных играх, а также выпустили стенгазеты, чтобы на наглядной основе ребятам легче было рассказать о своих впечатлениях своим родителям.
5). Актуальны в нашей группе творческие встречи с интересными людьми разных профессий. Так, в сентябре этого года, мы приглашали к себе родителя своей воспитанницы - инспектора пожарной охраны. Ребята не только услышали от него захватывающий, познавательный рассказ о буднях и учениях пожарных, но и могли увидеть наглядно, потрогать и примерить приспособления, специальную форму и оборудования пожарных. Самое ценное в таких мероприятиях то, что ребята могут самостоятельно задавать вопросы, участвовать в беседе, прикасаться не к картинкам, а к настоящим предметам, необходимым пожарным для своей благородной профессии.
6).А ещё наша группа тесно сотрудничает с районной детской библиотекой. В прошлом году на базе библиотеки мы изучали такие темы, как «Что нам осень подарила?», «Сказки Шарля Перро», «Наша армия сильна», «Пушистые помощники в годы Великой отечественной войны». В сентябре этого учебного года мы закрепили изученный материал на экскурсиях по теме «Парки нашего города» в рамках проекта «Самаре – 430 лет».
7). Театрализованная деятельность играет огромную роль в развитии коммуникативных навыков. Так, на каждый мы стараемся подготовить с воспитанниками спектакли, где ребята непринуждённо играют свои роли, участвуют в костюмированных инсценировках сказок. Причём, мы стараемся распределить роли так, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в сказке, сыграть свою роль, пусть даже порой незначительную, но такую нужную для осознания своей причастности к общему делу. Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе. Мы стараемся воспитать у своих ребят умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, обращаясь к слушателям, а также выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, перед чужими взрослыми, перед детьми другой группы). Это способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, коммуникабельность, навыки поведения в коллективе.
Таким образом, содержательная, наполненная интересными делами и событиями жизнь в группе становится источником дружеских взаимоотношений, общих эмоциональных переживаний и сотрудничества. Дети комфортно чувствуют себя в разных ситуациях и в разных видах деятельности, что способствует развитию речевой, познавательной и коммуникативной активности, готовит старших дошкольников успешно войти в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми.