Анна Иотко
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ детский сад №3 г. Зеи
Воспитатель Иотко А. В.
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
Начиная с самого раннего детства, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:
Публикация «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д)
2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото)
3. Словесные игры (без наглядного материала)
Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игра «Цепочка слов»
Цель. Обогащение словаря прилагательными, существительными
Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:
Воспитатель (В) : Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная…
В. Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор…
В. Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, модным…
В. Что еще может быть модным? и т. д.
Игра «Что с чем делают?
Цель. Обогащение словаря глаголами.
Песок сыплют, а воду…
Котлеты жарят, а суп…
Стол накрывают, а постель…
Цветы водой поливают, а огонь…
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…
Стол можно сломать, а стакан…
Воду можно разлить, а горох…
Сено косят, а волосы…
Платье шьют, а шарф…
Игра «Эстафета»
Цель. Активизация глагольного словаря.
Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.
Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…
Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…
Игра «Назови три предмета»
Цель. Упражнять в классификации предметов
Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.
Игра «Подбери слово»
Цель. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Воспитатель спрашивает : «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)
Что можно завязывать?
Что можно чистить? и т. д.