Лучший педагог года

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников

Анна Иотко
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МДОАУ детский сад №3 г. Зеи

Воспитатель Иотко А. В.

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников

Начиная с самого раннего детства, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

Публикация «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д)

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото)

3. Словесные игры (без наглядного материала)

Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игра «Цепочка слов»

Цель. Обогащение словаря прилагательными, существительными

Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

Воспитатель (В) : Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная…

В. Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

В. Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, модным…

В. Что еще может быть модным? и т. д.

Игра «Что с чем делают?

Цель. Обогащение словаря глаголами.

Песок сыплют, а воду…

Котлеты жарят, а суп…

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

Стол можно сломать, а стакан…

Воду можно разлить, а горох…

Сено косят, а волосы…

Платье шьют, а шарф…

Игра «Эстафета»

Цель. Активизация глагольного словаря.

Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…

Игра «Назови три предмета»

Цель. Упражнять в классификации предметов

Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.

Игра «Подбери слово»

Цель. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель спрашивает : «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)

Что можно завязывать?

Что можно чистить? и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ОБЖ «Часы осторожности»Дидактическая игра по ОБЖ «Часы осторожности» Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому,развивающие дидактические игры.

Дидактическая игра «Улови звук» Начиная с самого раннего возраста, ребенок познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важное место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 11:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иотко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД