Надежда Щеглова
Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Мастер-класс «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста».
2 слайд.
Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Публикация «Мастер-класс „Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Решение данной проблемы составляет цель моей работы: повысить уровень познавательной речевой активности дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
3 слайд.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;
проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Практическая часть.
4 слайд.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться, наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
В игре «Помогите вспомнить» предлагаю детям следующую ситуацию:
Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? - после ответа включать 5 слайд.
5 слайд.
Выплывает название «Репка» с иллюстрацией.
Кого из действующих лиц я не назвала? Выплывает мышка после ответа.
И что же они вытащили? Выплывает репка после ответа.
Спасибо, я сразу вспомнила, что это сказка «Репка». Как вы мне помогли.
Для активизации речевой активности предлагаю детям в игре «Угадайка» ответить на следующие вопросы:
Детям необходимо ответить на такие вопросы:
1. Какую песенку пел Колобок? «дети» поют песенку и 6 слайд – выплывает Колобок.
2. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? «дети» отвечают и появляется «Теремок»
3. Нужно похвастаться как Заяц-Хваста. «Дети» хвастаются и появляется Заяц-Хваста.
Умницы, вы настоящие зайцы, сколько эмоций, мимики, спасибо вам за импровизацию. Вы так здорово изображали героев, эмоционально, что хочется играть и играть с вами дальше.
В словесно-дидактической игре «Радио» воспитываю умение быть наблюдательным, активизирую речь детей, воображение.
Я предлагаю детям поиграть в игру «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.
Например:
Особые приметы: цвет преимущественно серый, иногда бурый; зубы острые; взгляд волчий, голодный; брюхо почти всегда пустое; шкура драная. Род сказочных занятий: кого-нибудь везет, кого-нибудь за что-нибудь (или без всякой причины) съедает или оказывается в дураках. После ответа «детей» появляется 7 слайд с изображением Волка.
o А теперь, я предлагаю кому-то из вас быть диктором.
Особые приметы: деревянная нога, нос в потолок врос, сама лежит на лавке, зубы- на печи, языком сажу лижет; живет в избушке на курьих ножках, которая поворачивается сама собой. Способ передвижения: в ступе летает, пестом погоняет, метлою следы заметает. Сказочные занятия: путника кормит и поит, в бане парит, а потом помогает ему, либо съедает. После ответа «детей» на волка накладывается Баба-Яга.
Спасибо, как интересно описали Бабу-Ягу из сказок. Мы без затруднений ее угадали. Для описания персонажей из сказок можно детям предлагать иллюстрации, портреты с их изображениями, для того чтобы им легче можно было описать их.
ФГОС ДО определяет, что содержание образовательных областей реализуются не только в совместной деятельности взрослых и детей, но и в самостоятельной деятельности, а игра с пазлами одно из решений этой задачи. Я предлагаю детям проблемную ситуацию:
Я начинаю читать слова и появляется 8 слайд на котором пазлы в разнобой-рассыпались.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто – Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Ребята должны их собрать и назвать сказку, это способствует развитию мелкой моторике рук, воображению, мышлению, а также развитию речи. Затем пазлы должны собраться в картинки.
Заключение.
Ну, а закончить свое выступление, я хочу вот такими словами.
Начинаю читать стихотворение, включаем 9 слайд с музыкой, а на слайде коллаж из фотографий.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.