Получи документы

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (7 фото)

Елена Позднякова
Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Публикация «Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

Ею занимались такие авторы как, Н. С. Карпинская, Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд., М. : Просвещение, 1991. – 93с3, 4. Леонтьев А. Н. “Психологические основы дошкольной игры”//Избранные психологические произведения 1 том – М. ,1983. –323с4, и другие исследователи. Особенно хочется отметить работу Л. А Венгера Психология: Л. А. Венгер, Л. А. Мухина – М. : Просвещение, 1988. – 336с1;с. 77-79. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе.

Основной вид деятельности дошкольника - это игра и общение.

Д. И.  воробьё ва:
«Дошкольное образования в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Средствами развития ребенка для реализации этой важной цели являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развития способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющим быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.»
Тема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в наши дни является актуальной, поэтому овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

***

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая, как он говорит, нам важнее, что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Очень часто при общении взрослый не только спрашивает, но и отвечает за ребенка. Даже когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его состоит, в основном, из коротких предложений. Он не заботится об «удобстве» слушателей.

Однако школа с ее классно-урочной системой и действующими программами предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Формировать, а затем и тренировать навыки связной речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально. Даже незначительные недостатки в развитии речи могут привести в дальнейшем к трудностям в обучении.

Театрализованные игры влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей. Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Заинтересовавшись происходящим, ребенок приходит к желанию активно действовать, говорить, играть. Овладение родной речью прямо связано с развитием личности ребенка, его активности, инициативности, свободы поведения. В связи с этими личностными проявлениями формируется коммуникативная компетенция: осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Над выразительностью речи, с помощью ТРИз.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей понимать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором происходят события:

Выбирается положительный герой (Элли) и отрицательный герой (Бастинда).

Обозначаются свойства и действия этих героев.

ПР: Элли всем помогала, а

Бастинда была злой и коварной.

Объявляется Волшебство.

ПР: Волшебные туфельки.

Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей.

ПР: Бастинде нужны были Волшебные туфельки

чтобы стать самой могущественной волшебницей, а Элли чтобы помочь своим друзьям.

Конфликт разрешается средствами самих героев.

Методические рекомендации

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.

ПР: Элли, Бастинда Волшебные туфельки («Волшебник Изумрудного города»). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

• Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

• При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций использовались предложения А. А. Нестеренко.

Мотивы

Цель действий

Тайна

Узнать, найти спрятанное, установить истину

Общение

Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить

Самоутверждение

Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие.

СКАЗКА «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Настольный театр

Цель: формирование связной речи, умения пересказывать знакомую сказку, развитие способности к творческому самовыражению, (развитие силы голоса, выразительности речи, эмоциональной передачи текста.)

Персонажи: Ведущий, Маша, Медведица, Медведь, Медвежонок.

Подготовка к игре: Показ м/ф «Три медведя», Изготовление героев и атрибутов совместно с детьми для предстоящей игры.

Оборудование: Кукла Маши и медведей, декорация леса и внутренней стороны дома (две комнаты – столовая и спальня, стол, три стула, три кровати (разных размеров).

Описание игры : Сообщаем детям, что у них в гостях русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами. Покажите им атрибуты сказки, пусть они скажут, с какой сказкой предстоит встреча.

Моделирование сказки «Три медведя»

1 – 2

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

3 - 4

Фото №1 Автор воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад Красносельского района Санкт Петербурга

5 - 6

Фото №2 Развитие ребенка

7 - 8

Фото №3 Материалы для педагогов Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей

9 – 10

Фото №4 Это обусловлено прежде всего социальной значимостью и ролью её в формировании личности

11 – 12

Фото №5 Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи

13

Фото №6 Связная речь высшая форма речи мыслительной деятельности которая определяет уровень речевого и умственного
Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Работа с родителями при подготовке к 40-летию Красносельского района. Выпуск стенгазетыРабота с родителями при подготовке к 40-летию Красносельского района. Выпуск стенгазеты 13 апреля считается днём рождения Красносельского района. Родители деток посещающих нашу группу живут в Красном селе и очень этим гордятся. К.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 10:52
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Позднякова (УИ 207987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД