Лариса Степанова
Проект «Музыкальные игры как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
Федеральные образовательные требования определяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Великие педагоги, такие как А. С. Макаренко Н. К. Крупская, А. П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.
«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».
Публикация «Проект „Музыкальные игры как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. В современных условиях делается особый акцент на роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.
Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. Особое значение имеют дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи.
Театрализованные игры позволяют сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.
В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
В подвижных и хороводных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения.
Игры-эксперименты дают детям возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.
Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.
А музыкальные игровые технологии К. Орфа позволяют решать проблемы развития речи дошкольников в комплексном подходе.
Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.
Умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а в процессе приобщения к игре. Поэтому нужно учить детей играть. Осознавая важность данной проблемы, я разработала проект «Музыкальные игры как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста», предполагающий реализацию образовательной области «Музыка» в рамках программы по экспериментальной деятельности ДОУ.
2. Цель и задачи:
Цель экспериментальной деятельности: создание оптимальных условий для формирования навыков музыкально-игровой деятельности, способствующих познавательно-речевому развитию дошкольников.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Сформировать интерес детей к музыкальной игре как способу познания и общения.
Обогатить музыкально-игровой опыт дошкольников для развития познавательной активности в самостоятельной деятельности.
Развить коммуникативные качества детей, творческие способности в процессе овладения игровыми умениями и навыками.
Систематизировать знания педагогов по организации музыкально-игровой деятельности, повысить их педагогическую компетентность.
Разработать и внедрить систему взаимодействия с родителями и социальным окружением по познавательно-речевому развитию.
Создать предметно – развивающую музыкальную среду, способствующую познавательно-речевому развитию дошкольников, в соответствии с ФГТ.
3. Планируемые результаты:
Сформирован интерес детей к музыкальным играм как способу познания и общения.
Дети активны, применяют музыкально-игровой опыт в самостоятельной деятельности.
Развиты коммуникативные качества, творческие способности воспитанников.
Педагоги используют музыкальные игры для познавательно-речевого развития дошкольников.
Разработана и внедрена система взаимодействия с родителями и социальным окружением по познавательно-речевому развитию воспитанников.
Организована предметно-развивающая музыкальная среда, способствующая познавательно-речевому развитию детей, в соответствии с ФГТ.
4. Этапы опытно – экспериментальной деятельности
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2012г.)
Изучение нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы
Анализ имеющихся условий для реализации проекта.
Постановка цели и задач, составление плана работы.
Практический этап (январь 2013 г. – ноябрь 2013 г.)
Реализация плана мероприятий проекта.
Создание банка методических материалов
Внедрение в образовательный процесс игровых технологий.
Заключительный этап (декабрь 2013 г.).
Анализ и обобщение результатов работы.
5. Этапы реализации проекта
Этапы Содержание деятельности Сроки
Подготовительный этап
Выработка функционального представления о проблеме, предмете эксперимента.
Выбор темы. Сентябрь - декабрь
2012 г.
Изучение научно-методической литературы по теме проекта.
Подбор критериев и проведение первичного мониторинга, анализ полученных данных.
Постановка цели, задач, разработка поэтапного плана работы.
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов.
Внесение корректив в календарный, комплексно-тематический и перспективный планы
Практический этап Выпуск газеты «Музыкальная капель» В течение проекта
Создание предметно-развивающей музыкальной среды, способствующей познавательно-речевому развитию детей.
Картотека «Развивающие музыкальные игры» Январь
2013 г
Мастер-класс «Игровые технологии К. Орфа»
Выступление на семинаре «Игра как средство познавательно-речевого развития» на тему: «Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста» Февраль
2013 г.
Создание игротеки «Сюжетно-ролевые и дидактические игры» Март
2013 г.
Консультация «Музыкальные игры для всей семьи»
Открытая игровая НОД «Музыкальные игрушки» Апрель
2013 г.
Выступление на педсовете блиц-турнире «Игровые технологии» на тему: «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя» Май
2013 г.
Развлечение «Путешествие в «Играй-город» Сентябрь
2013 г.
Проект «Игры наших бабушек»
Создание информационного стенда «Развиваем речь средствами музыки» Октябрь
2013 г.
Создание банка методических материалов. Подборка пальчиковых игр. Ноябрь
2013 г.
День открытых дверей «Познаем, играя» Ноябрь
2013 г.
Заключительный этап
Диагностика образовательного результата Декабрь
2013 г.
Проведение мониторинговых исследований;
Обобщение хода и результатов эксперимента
разработка методических рекомендаций
проведение обобщающего семинара
Содержание мониторинга
Критерии Показатели Методы
Повышение качества игровой деятельности - интерес детей к музыкальным играм ;
- познавательно-речевая активность в музыкальных играх;
- взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности;
- применение музыкально-игрового опыта в самостоятельной деятельности;
- творческая активность. Наблюдение, беседа, игровая деятельность.
Повышение профессиональной компетенции педагогов - Использование музыкальных игр для познавательно-речевого развития дошкольников;
- Обобщение опыта экспериментальной деятельности;
- использование игровых и инновационных технологий. Наблюдение, анкетирование, выступление, анализ.
Взаимодействие с родителями и социальным окружением по познавательно-речевому развитию воспитанников. - удовлетворенность родителей экспериментальной деятельностью;
- активное участие в образовательном процессе;
- психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах организации игровой деятельности;
- наличие системы взаимодействия с социумом по познавательно-речевому развитию. Анкетирование, интервьюирование, опрос, наблюдение.
Совершенствование предметно-развивающей игровой среды. - наличие развивающих игр, игрушек по возрасту;
- наличие различных методических пособий;
- соответствие предметно-развиваюшей среды требованиям ФГТ и СанПин. Наблюдение, анализ, сравнение.