Любовь Черных
Программа по самообразованию для детей старшего дошкольного возраста по оригами «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 33 Светлячок» комбинированного вида
67009, г. Улан-Удэ, ул. Чайковского, дом № 9А, тел. 27-11-87
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
детский сад №33 «Светлячок»
комбинированного вида
___/ Червякова М. В.
Программа
дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по оригами
«Волшебный мир оригами»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
педагогического совета
МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок»
Публикация «Программа по самообразованию для детей старшего дошкольного возраста по оригами „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
комбинированного вида
Протокол № ___от «___»___20__г
Выполнила: Черных Л. А.
воспитатель МБДОУ
детский сад №3 «Светлячок»
комбинированного вида
г. Улан-Удэ,2017
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Принципы организации программы
3. Организационно-методическое обеспечение программы
4. Учебно - тематический план
5. Перспективный план
6. Список литературы
Пояснительная записка
Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Программа «Волшебный мир Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Знания оригами можно соединить с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Цель программы : Знакомство детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи по программе
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы организации программы
1) Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2) Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
3) Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4) Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5) Принцип личностно - ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
Организационно - методическое обеспечение программы
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год (всего в год 36 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 20 - 25 минут. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек.
Общее количество образовательных ситуаций Длительность образовательной ситуации, мин Количество детей в группе
год Неделя, раз
36 1 20 - 25 10
Методы используемые на занятиях :
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы оригами :
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети :
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством оригами;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Составление альбома тематических работ.
Проведение выставок детских работ.
Общие правила при обучении технике оригами :
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми.
Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование:
1) Бумага непосредственно рабочая цветная из набора, рекомендуемая бумага для фона формата А 4, картон.
2) Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
3) Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
4) Салфетки бумажные.
5) Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6) Кисти.
Учебно – тематический план
№ п/п Тема занятия Количество занятий
1 Знакомство с оригами 1
2 Знакомство с базовыми формами оригами 1
3 Волшебные превращения бумажного квадрата 1
4 Бабочка и лягушка. 1
5 Откуда хлеб берется 1
6 Отгадай загадку 1
7 Знакомимся со свойствами бумаги 1
8 Воздушный змей 1
9 Забавные зверушки 1
10 Лисичка с челочкой 1
11 Волшебная коробочка 1
12 Самолет 1
13 Волшебный сапог 1
14 Ёлочка 1
15 Новогодние украшения 1
16 Дед мороз 1
17 Снеговик 1
18 Гномик 1
19 Прыгающие лягушки 1
20 Ожившая сказка 1
21 Викторина «Что? Где? Когда?» 1
22 Волшебный цветок 1
23 Двухтрубный корабль 1
24 Поздравительная открытка к 23 февраля 1
25 Скоро День защитника Отечества. 1
26 Цветы 1
27 Мамин праздник 1
28 Зверушки 1
29 Грач 1
30 Весёлые человечки 1
31 День космонавтики 1
32 Раз, два, три, лодочка плыви 1
33 Веселые мордашки 1
34 Журавлик 1
35 В бумажном царстве - государстве 1
36 Мониторинг 1
Итого: 36
Перспективный план
№ Дата Тема занятий
Программные задачи Дополнительное методическое обеспечение
1 2 3 4 5
1 04.09 Волшебные превращения бумажного квадрата
Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. С. Мусиенко,
Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 3-6
2 11.09 Знакомство с базовыми формами оригами Преобразование базовой формы в разные поделки С. Мусиенко,
Г. Бутылкина «Оригами в детском саду»
стр. 3-6
3 18.09 Волшебные превращения бумажного квадрата Преобразование базовой формы в разные поделки С. Мусиенко,
Г. Бутылкина «Оригами в детском саду»
стр. 3-6
4 25.09 Бабочка и лягушка Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 8-9
5 02.10 Откуда хлеб берется Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 9-10
6 09.10 Отгадай загадку Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 9-10
7 16.10 Знакомимся со свойствами бумаги
Познакомить детей с различными свойствами и качеством бумаги;
учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в тематике оригами. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 10
8 23.10 Воздушный змей Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 11
9 30.10 Забавные зверушки Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 11-12
10 06.11 Лисичка с челочкой Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 13-14
11 13.11 Волшебная коробочка Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её другие поделки. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 14
12 20.11 Самолет Познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям педагога. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 14- 15
13 27.11 Волшебный сапог Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы; воспитывать умение работать в коллективе. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 15
14 04.12 Ёлочка Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника; продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка». С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 16-17;
Е. Ф. Черенкова
«Оригами для малышей»
стр. 23-24
15 11.12 Новогодние украшения Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 17-18
16 18.12 Дед мороз Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов; совершенствовать навыки работы с ножницами. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 17
17 25.12 Снеговик Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос) Е. Ф. Черенкова
«Оригами для малышей»
стр. 25
18 15.01 Гномик Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище); закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 15
19 22.01 Прыгающие лягушки Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 79-80
20 29.01 Ожившая сказка Создать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 80-81
21 05.02 Викторина «Что? Где? Когда?» Уточнить и закрепить знания детей об изготовлении поделок в технике оригами; повышать интерес детей к работе с бумагой. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 81-82
22 12.02 Волшебный цветок Закрепить умение следовать инструкции педагога; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; формировать речевое дыхание. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 82-83
23 19.02 Двухтрубный корабль Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; познакомить с новой базовой формой «блинчик»; учить использовать готовые поделки в игре. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 83-84
24 26.02 Поздравительная открытка к 23 февраля Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. Е. Ф. Черенкова
«Оригами для малышей»
стр. 141-146
25 05.03 Скоро День защитника Отечества. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины - к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 85
26 12.03 Цветы Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 85-86
27 19.03 Мамин праздник Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 86-87
28 26.03 Зверушки Учить детей изготовлению зверушек в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата
29 02.04 Грач Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 87-88
30 09.04 Весёлые человечки Совершенствовать навыки работы с ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 88-89
31 16.04 День космонавтики Уточнить знание детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигуру в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 90-91
32 23.04 Раз, два, три, лодочка плыви Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета;
поощрять использование готовых поделок в играх. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 91
33 03.05 Веселые мордашки Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник» Е. Ф. Черенкова
«Оригами для малышей»
стр. 81-101
34 07.05 Журавлик Продолжать знакомит детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделки, используя пооперационную карту. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 93
35 14.05 В бумажном царстве - государстве Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; закрепить умение полбзоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 94-95
36 21.05 Мониторинг Выяснить как ребенок усвоил требования программы по оригами
Основные требования к уровню освоения программы детей старшей подгруппы по интеллектуально - творческому развитию
К концу года дети могут:
1. Самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами;
2. По образцу изготавливать несложные поделки.
3. Знать и называть геометрические фигуры;
4. Ориентироваться на листе бумаги;
5. Уметь намечать линии;
6. Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
7. Уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
8. Добиваться конечного результата;
9. Самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
Диагностическая карта уровня развития детей
№
п/п Фамилия, имя
ребенка Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т. п.) Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу Точность и аккуратность выполнении
и работы Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Общее количество баллов Процент усвоения программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Список литературы
1. От рождения до школы [текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
2. Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с. - (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
3. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб. : Химия, 2004. – 64 с.
4. Афонькин, С. Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 2007. – 64 с.
5. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. М. : Просвещение, 2002. – 208 с.
6. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст] : конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
7. От рождения до школы [текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
8. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст] : пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М. : Просвещение, 2007. – 16 с.
9. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М. : Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
10. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М. : Эксмо, 2003. – 246 с.
11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
12. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст] : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт. -сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
13. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей : 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).