Папки-передвижки

Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»

Ефремова Анна
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Оригами – это складывание фигурок из бумаги без клея и ножниц. Данная техника складывания бумаги позволяет не только заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс, но и развивает мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление, что необходимо для подготовки детей к обучению в школе. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага.

Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах

Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать фигурки оригами везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.

Еще не оформившаяся и не полностью развитая костно-мышечная ткань туловища, а также рук позволяет шести-семилетнему ребенку легко выполнять мелкие и точные движения, штриховку, плетение, складывание. Такие занятия для ребенка – большой труд. Выполняя различные действия, такие, как вырезание, раскрашивание, складывание бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества.

Вот почему очень важно и необходимо заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Занятия оригами, которые я планирую проводить, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д.

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у старших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у старшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Цель:

• всестороннее интеллектуальное, культурное и эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

• знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

• обучение различным приемам работы с бумагой.

• применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

• развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

• развитие мелкой моторики рук, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развитие глазомера.

• развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

• развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

• воспитание интереса к искусству оригами.

• расширение коммуникативных способностей детей.

• формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков и совершенствование трудовых навыков, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Общий план занятий:

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы;

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

• повторение правил складывания.

4. Практическая часть:

• показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Диагностика:Работа ведется с детьми, желающими заниматься оригами и имеющие индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальных занятий и диагностики.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Для оценки овладения детьми техникой оригами, руководствуюсь критериями, разработанными Парамоной Я. Д., Лиштван З. В., Тарабариной Т. И.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. Диагностика детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я. Д., Лиштван З. В., Тарабариной Т. И.

Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Инструкция: «Сложи лист пополам»

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; 2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога; 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения.

Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; 2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога; 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения.

Задание№3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры; 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры; 1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4 Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба). Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия; 2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия; 1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Задание №5 Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии. Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии; 2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя; 1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.

Качественная характеристика уровней развития конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами».

Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)

Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)

Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов)

Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.

Требования к уровню подготовки воспитанников:

При успешном освоении данной Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

Ребенок

Различает:

• геометрические понятия (сторона, угол, линия сгиба);

• геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

• базовые формы «треугольника», «дверь».

Может:

• правильно держать ножницы.

Умеет:

• резать по прямой линии;

• сгибать квадратный лист пополам, по диагонали;

• сгибать прямоугольный лист пополам;

• следовать устным инструкциям;

• пользоваться клеем, кисточкой;

• работать аккуратно

Методы, используемые на занятиях кружка:

• словесный

• наглядный

• практический

• репродуктивный

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

• Отбор содержания доступного детям 6-7 лет;

• Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

• Индивидуального подхода к детям.

Формы работы кружка:

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций.

• Выставки детских работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Проведение выставок детских работ.

Материалы и оборудование:

• Бумага

• Ножницы

• Клей

• Салфетки

• Рабочая клеенка

Ожидаемый результат:

• Дети научатся различным приемам работы с бумагой;

• Узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

• Научатся следовать устным инструкциям;

• Будут создавать изделия оригами;

• Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;

• Овладеют навыками культуры труда;

• Приобретут навыки работы в коллективе.

Сетка занятий и режим работы

• Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

• Длительность занятий 1 раз в неделю по 30 минут

Перспективное планирование работы кружка «Волшебный мир оригами» в подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

1. История оригами. Знакомство со свойствами бумаги.

Рассказать об оригами. Познакомить с различными техниками. Изучить свойства бумаги. Поделки из оригами разных техник: модульные, бумажный журавлик, разные виды бумаги, фотография парка Мира в Японии.

Оригами для дошкольников С. Соколова.

2 Знакомство с базовыми фигурами.

Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты 15*15.

Оригами для дошкольников С. Соколова.

ОКТЯБРЬ

3 Конверт.

Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении. Развивать мелкую моторику.

Квадраты 15*15.

Оригами для малышей. Простые модели. В. В. Выгонов.

4 Рыбки.

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.

Оригами для малышей. Простые модели. В. В. Выгонов.

5 Божья коровка.

Формировать умение конструировать поделку «божья коровка». Продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, совершенствовать мелкую моторику рук.

Зеленый картон, карандаши или фломастеры, квадраты 15*15.

Детское оригами. В. В. Выгонов.

6 Человечек.

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Развивать познавательный интерес, умение работать по схеме. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. Квадраты 15*15 см, карандаши или фломастеры.

Детское оригами. В. В. Выгонов.

НОЯБРЬ

7 Сова.

Напомнить, как складывается базовая форма «треугольник». Закрепить умение работать по схеме.

Квадраты 15*15, фломастеры.

Детское оригами. В. В. Выгонов.

8 Кузнечик.

Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали. Учить загибать углы в разных направлениях.

Квадраты 15*15, фломастеры или карандаши.

Оригами для малышей. Простые модели. В. В. Выгонов.

9 Заяц.

Учить складывать фигуру на основе базовой формы книжка, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы. Воспитывать усидчивость.

Квадраты 15*15.

Оригами живые фигурки из бумаги Ю. Е. Бугаева.

10 Змейка.

Учить детей создавать фигуру на основе базовой формы треугольник, работать с мелкими деталями.

Квадраты 15*15, фломастеры или карандаши.

Оригами для малышей. Простые модели. В. В. Выгонов.

ДЕКАБРЬ

11 Елка.

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.

Квадраты зеленого цвета разного размера

Оригами для дошкольников. С. Соколова.

12 Новогодняя открытка.

Учить создавать композицию из фигурок оригами, сделанных ранее (использовать изделие елка).

Картон, клей, заготовки елки.

Оригами для дошкольников. С. Соколова.

ЯНВАРЬ

13 Снежинки.

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см.

Оригами для дошкольников. С. Соколова.

14. Летучая мышь.

Научить детей складывать летучую мышь: сложить из квадрата треугольник. Развивать внимание, усидчивость. Оформить аппликацией поделку.

Квадраты 15*15.

Оригами живые фигурки из бумаги Ю. Е. Бугаева.

ФЕВРАЛЬ

15 Подарок папе, Самолёт для папы.

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.

Лист бумаги, фломастер.

Оригами для дошкольников С. Соколова.

16 Кактус.

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

Квадраты 15*15.

Оригами для дошкольников С. Соколова.

17 Тюльпан.

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

Квадраты 15*15, фломастеры или карандаши.

Оригами для дошкольников С. Соколова

18 Подарок маме.

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10, зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами для дошкольников С. Соколова.

МАРТ

19 Гномик.

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.

Квадраты 15*15.

Оригами для малышей. Простые модели. В. В. Выгонов.

20 Лодочка.

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы 20*15 см.

Оригами для малышей. Простые модели. В. В. Выгонов

21 Бабочка.

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.

Квадраты 15*15.

Оригами для дошкольников. С. Соколова.

АПРЕЛЬ

22 Птичка.

Продолжать учить детей складывать квадрат в базовую фигуру ромб. Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Квадраты 15*15, фломастеры или карандаши.

Оригами живые фигурки из бумаги Ю. Е. Бугаева.

23 Ракета.

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги.

Квадраты 15*15, фломастеры или карандаши.

Оригами для дошкольников. С. Соколова.

МАЙ

24 Букет цветов.

Закрепить умение мастерить поделки в технике оригами, воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога.

Картон, квадраты (1,5*1.5) оранжевого или красного цвета, (3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами для дошкольников. С. Соколова.

25 Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Список используемой литературы:

1. Соколова С. В. «Оригами для дошкольников» М. : ЭКСМО, 2005г.

2. Бугаева Ю. Е «Оригами живые фигурки из бумаги» М. : АСТ 2010г.

3. Выгонов В. В «Оригами для малышей. Простые модели» М. : Экзамен 2016г.

4. Выгонов В. В. «Детское оригами» М. : Экзамен 2016г.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по квиллингу «Волшебный завиток» Пояснительная записка В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» для детей 3–7 лет 1. Пояснительная записка Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся,.

Программа дополнительного образования по разделу «Конструирование» кружка «Волшебный мир оригами» Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. I год обучения.

Рабочая программа кружка «Чудесные фигурки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» г. Чебоксары Рабочая программа кружка «Чудесные.

Рабочая программа кружка «Я начинаю читать» Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки.

Рабочая программа кружка «Красочный мир» План. Пояснительная записка. 1. Тематический план. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание изучаемого курса. 4. Методическое обеспечение.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.

Рабочая программа «Волшебный мир оригами» Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной.

Рабочая программа «Волшебный мир оригами» Рабочая программа по оригами. «Волшебный мир оригами» (возраст детей от 5 до 7 лет) на 2018-2019 учебный год Разработана : Батова О. А Волгодонск.

Рабочая программа кружка по экологии «Зеленый мир» Рабочая программа «Экология» кружка «Юный эколог» Анна Михайловна Гордина Рабочая программа «Экология» кружка «Юный эколог» Рабочая программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»
Опубликовано: 4 октября 2018 в 09:55
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Ефремова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД