Алевтина Спичкина
Рабочая программа «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами : аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (перевод с английского) и практики работы с детьми дошкольного по обучению основам искусства оригами.
Публикация «Рабочая программа „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
•Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Год
обучения Количество занятий
В месяц в год
1 4 30
2 4 30
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети :
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п Наименование тем Количество часов
Теория (мин) Практика (мин) всего
1. Знакомство с оригами 15 10 25
2. Знакомство с условными знаками и приёмами оригами 10 10 20
3. Бумага. Учимся складывать и резать. 10 10 20
4. Базовая форма «Книжечка» 2 занятия 10 50 60
5. Базовая форма «Треугольник» 3 занятия 15 60 75
6. Базовая форма «Воздушный змей» 4занятия 20 80 1час 40мин
7. Базовая форма «Конфетка» 2 занятия 10 50 60
8 Базовая форма «Дверь» 3 занятия 15 90 1 час 45мин.
9 Базовая форма «Блинчик» 3 занятия 10 60 1 час 10 мин.
10. Ёлка. Царевна- ёлочка. (композиция) 3 занятия 15 60 1час 15 мин.
11. Колоски. 4 занятия 15 90 1час 45 мин.
12. Цветик – семицветик. 10 60 1час 10 мин.
13. Итоговое занятие. 15 20 35
14. Оформление выставки. 5 30 35
Итого 14 часов 25 мин.
2 – ой год обучения
№
п/п Наименование тем Количество часов
Теория (мин) Практика
(мин) всего
1. История о капитане и его тельняшке. 10 20 30
2. Базовая форма «воздушный змей» 6 занятий 15 75 1час 30 мин.
3. Базовая форма «Двойной треугольник» 3 занятия 15 75 1 час 30 мин.
4. Составление цветочной композиции. 2 занятия 10 50 60
5. Рождественский чулок. 10 20 30
6. Базовая форма «Двойной квадрат» 4 занятия 20 1час 40 мин. 2 часа
7. Праздничные салфетки. 2 занятия. 10 50 1 час
8 Базовая форма «Рыбы» 4 занятия 20 1 час 40 мин. 2 часа
9 Композиция «На дне морском» 2 занятия 10 50 1 час
10. Базовая форма «Конверт» 3 занятия 15 1 час 15 мин. 1час 30 мин.
11. Подарки малышам. 5 25 30
12. Весенняя композиция. 5 25 30
13. Оформление выставки.
Итого 15 час 06мин.
.