Алевтина Вунберова
Программа кружка по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Формирование умения правильно строить предложение;
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей;
Развивающие :
Публикация «Программа кружка по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Развитие речи, памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- Приобщение детей к художественной литературе.
Воспитывающие:
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Сроки реализации программы :
Возраст: программа рассчитана для детей 5-6 лет.
Режим занятий: С сентября 2020 года по май 2021 года. Занятия проводятся со всей группой. Занятие проходит один раз в неделю в среду или четверг во второй половине дня, продолжительность занятия 25 минут.
Пояснительная записка
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствуется и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, его личность в целом. Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Это обусловлено социальными проблемами общества, которые подчас не позволяют многим родителям уделять достаточно внимания своему ребенку. Игрушки, компьютеры и телевизоры заменили собой живое общение. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Актуальность данной программы в том, что она предлагает
насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Программа становится основой для формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает каждому ребенку его коммуникативные права: право на свою систему ценностей, право на индивидуальность и своеобразие, право на свою мысль и право на отстаивание своих, познавательно – речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Ожидаемые результаты:
- Сформировались умения правильно составлять предложения, навыки фонематического слуха;
- способность к сотрудничеству со взрослым и сверстниками;
- умеют составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
- научились рассказывать о себе, о друге, о семье;
- обогатился словарь детей новыми словами, выражениями;
- у детей развита речь, память, зрительное и слуховое восприятие.
Формы работы Цель Материалы Дата План Факт
Заучивание стихотворения об осени
Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе, развивать речь, память, мышление.
Стихотворение А. Н. Плещеева «Осенняя песенка»
1 неделя
Рассказ по картине
«Кошка с котятами»
Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, развивать связную речь; воспитывать заботливое отношение к животным. Картина «Кошка с котятами.
2 неделя
Составление описательного рассказа о предметах посуды
«Сказка с волшебными растениями»
Составлять описательный рассказ о предметах посуды; закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).
Вспомнить сказки, в которых есть сказочные, волшебные растения, связанные с героями этих сказок. Развить память, воображение.
Посуда
Сказки: «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Цветик-семицветик»
3 неделя
4 неделя
Рассказывание на тему: «Наши игрушки».
Сформировать представление о любимой игрушке; развивать наблюдательность,внимание; воспитывать умение за ними ухаживать и убирать на место после игры. Игрушки: кукла и машина
1неделя
Заучивание стихотворения «Осенний букет»
Продолжать заучивать стихотворения про осень, развивать внимание, речь. Стихотворение «Осенний букет» 2 неделя
«Добрые и злые герои»
Учить различать добро и зло, осторожно относиться к плохим поступкам и характерам героев. Вызвать состояние переживания, сочувствия, желания помочь.
Сказки: «Мальчик с пальчик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»
3 неделя
«Сочиняем рассказы о животных»
Развивать способность к самостоятельному творчеству, умению составлять описательный рассказ о любимом животном.
Картинки с животными
4 неделя
«Внешнее превращение героев»
Формировать в детях стремление к справедливости, к сравнению, способность к анализу; различать вымысел и реальность, перенося их в творчество.
«Иван Царевич и Серый волк»,
«Сказка о мертвой царевне»,
«Кот в сапогах»,
«Золушка»
1 неделя
Рассказывание на тему «Моя малая Родина»
«Сочиняем сказку»
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных и патриотических ценностей.
Побуждать детей придумывать сказку вместе с родителями, радоваться своему успеху и своих сверстников.
Картинки: «Наш поселок», «Наш город-Ульяновск»
2 неделя
3 неделя
Заучивание стихотворения Ивана Косякова «Всё она»
Дать представление о значимости матери для каждого человека, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Стихотворение И. И. Косякова «Всё она»
4 неделя
Составление рассказа по картине «Река замерзла»
Продолжать составлять рассказ по картине, при описании событий помочь детям указывать место и время действия.
Картина «Река замерзла»
1 неделя
Заучивание стихотворения о зиме «Пришла зима»
Уточнять, расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима», развивать умение выразительно рассказывать стиотворение. Стихотворение И. Черницкая «Пришла зима»
2 неделя
Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, помочь детям отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками
Картинки с зимними играми
3 неделя
«Новогодние стихи»
Углублять и расширять знания детей о прекрасном празднике, развивать память, воображение, образное восприятие, выразительность речи.
Стихи новогодние
4 неделя
Чтение рассказа «Рождество Христово»
Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым, активизировать словарный запас по теме.
Рассказ «Рождество Христово»
2 неделя
«Любимые герои сказок»
Выявить отношение детей к различным героям сказок, развивать память, речь.
Картинки с героями сказок
3 неделя
«В мире профессий» Продолжать составлять рассказ о профессиях, развивать познавательный интерес. Картинки с изображением людей разных профессий 4 неделя
Заучивание стихотворения Л. Разумовой «Мой папа»
Формировать потребность делиться своими впечатлениями из личной жизни с воспитателем и детьми, воспитывать доброе отношение к родителям. Текст стихотворения «Мой папа»
1 неделя
Работа по картине «Зимние забавы»
Обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине; развивать монологическую форму речи, умение внимательно слушать воспитателя.
Картина «Зимние забавы»
2 неделя
Составление рассказа на тему «Зима»
Закрепить знания детей о зиме, снеге, состоянии деревьев зимой, о жизни животных и птиц. Картина «Зима»
3 неделя
Заучивание стихотворения «Снегопад»
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Углублять знания детей о зиме, упражнять в подборе родственных слов к слову «снег», развивать логическое мышление,память,речь.
Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов и выразительно; объяснить деткам значение слова жать, составлять предложения с заданным словом.
Стихотворение И. Василевского «Снегопад»
Сказка «Лиса и кувшин»
4 неделя
1 неделя
«Сочини сказку любимой маме»
Составление рассказа на тему «Весна пришла» Вызвать желание у детей сочинить самую добрую сказку для самого дорогого человека в их жизни; развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Закреплять знания детей о характерных признаках весны и весенних явлениях, активизировать словарь по теме «Весна»
Сюжетная картина «Весна пришла» 2 неделя
3 неделя
Заучивание стихотворения «Весна» Актуализировать знания детей о времени года Весна; воспитывать умение работать в коллективе. Стихотворение Ф. Тютчева «Весна»
4 неделя
Пересказ сказки «Снежная королева»
Развивать познавательную активность, слуховое внимание; воспитывать умение слушать своего товарища. Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
1 неделя
Составление рассказа «За окном капель…»
Закреплять и расширять знания детей о весне, развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание.
Сюжетные картинки о весне
2 неделя
«Пушкин сказки нам писал»
«Литературная викторина по сказкам»
Познакомить со сказками А. С. Пушкина, воспитывать любовь к его произведениям, усидчиво, внимательно слушать сказки.
Развивать память, речь, быстроту логического мышления, слуховое внимание; предложить детям самостоятельно рассказывать отрывки из сказок; отметить самых активных детей.
Сказки А. С. Пушкина
Иллюстрации к сказкам 3 неделя
4 неделя
Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Если добрый ты», «Сторож» Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, различать добро и зло, хорошие и плохие поступки. Иллюстрации к рассказам В. Осеевой
1 неделя
«Весна похожа на сказку»
Побуждать детей наблюдать за прекрасным временем года-Весна, видеть красоту и волшебное превращение природы.
Картинки о весне 2 неделя
«Из чего же сделаны наши девочки и мальчики»
Развивать разговорную речь, умение составлять небольшой рассказ из личного опыта; дать возможность мальчикам высказать свое мнение о девочках и их отношение к ним.
3 неделя
Заучивание стихотворения В. Берестова «Май» Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение. Стихотворение В. Берестова «Май»
4 неделя
Список литературы:
1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
2. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2009г.
3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.
4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.
7. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед» : Москва: творческий центр, 2011г.