Екатерина Опарышева
Программа Детско-родительского клуба по художественно-эстетическому развитию дошкольников 6–7 лет «Самоделкины»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Художественно - эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным игрушкам, предметам, все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. В процессе художественно-эстетического воспитания происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к осознанному восприятию прекрасного, формированию эстетических чувств и представлений, суждений, оценок. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Публикация «Программа Детско-родительского клуба по художественно-эстетическому развитию дошкольников 6–7 лет „Самоделкины“» размещена в разделах
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на :
• взращивание у ребенка чувства прекрасного;
• формирование способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни;
• развитие художественного вкуса, а на основе его - способности к самостоятельному творчеству.
В процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников закладываются основы художественных способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей. Потребность не только чувствовать и понимать прекрасное, но и создавать его своими руками, делает жизнь ребенка еще более наполненной и интересной. Изготовление поделок способствует развитию общей умелости рук, точности движения руки, ловкости пальцев, силы кисти, то есть тех качеств, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Получив первые навыки рукоделия, освоив разные технологии, маленький мастер может творчески применять свои умения. Детское творчество увлекательно само по себе, а искренний интерес со стороны самых значимых для ребенка взрослых – его родителей, оказывает влияние и на поддержание у ребенка уверенности в себе. Общие интересы, совместная деятельность еще более объединяют родителей и детей. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родительской общественностью способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.
Цель программы : вырабатывание умения бесконфликтного взаимодействия родителей с детьми через совместную деятельность в изготовлеии изделий декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы :
1. Ввести новые формы педагогического просвещения родителей в двух направлениях: информативного и обучающего характера.
2. Обеспечить родителей оптимальным уровнем знаний и практических умений для совместной деятельности с ребёнком в изготовлении изделий декоративно – прикладного творчества.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
4. Объединить родителей и детей на основе сотрудничества в развитии креативного потенциала дошкольников.
Клуб для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Самоделкины», предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет, клуб посещают все желающие: как дети, так и родители (родителей могут заменить старшие братья, сёстры, бабушки, дедушки). Изготавливаемые поделки, не требуют каких – то особых знаний, они мало затратные по времени изготовления, для работы можно использовать бросовый, подручный материал. Мастер-классы в зависимости от тематики проводят как воспитатель, так и родители, которые с удовольствием делятся своим опытом с членами клуба. На мастер-классах родители знакомятся с различными видами современного прикладного творчества, осваивают технологию, а затем в домашней обстановке мастерят вместе со своими детьми, приобщая их к творчеству.
Сроки реализации программы :
Программа рассчитана на 1 год обучения — 36 часов, 2 встречи в месяц, по 30 минут. Программа предусматривает для родителей и детей свободную форму посещения.
Режим работы клуба :
День недели: четверг (II и IV недели месяца)
Время: 16.30
Формы организации обучения:
1. Групповая (мастер-классы).
2. Индивидуальная (творческие мастерские «Делай со мной, делай как я, делай лучше меня»).
Ожидаемые результаты для родителей:
1. Переход от сотрудничества как обмена информацией и пропагандой психолого-педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности;
2. Приобретение родителями достаточного уровня знаний для бесконфликтного взаимодействия с детьми, преодоления собственного авторитаризма, признания индивидуальных особенностей собственных детей;
3. Создание условий для творческого развития ребёнка в доме.
Ожидаемый результат для воспитанников:
• дети научатся различным приемам работы с различным материалом;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
• художественный вкус, творческие способности и фантазию;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе с взрослыми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• оформление выставки детских работ,
• использование поделок-сувениров в качестве подарков;
• оформление группы для проведении праздничных мероприятий,
• оформление уголков эмоциональной разгрузки,
• участие воспитанников в различных конкурсах и выставках.
Учебно-тематический план
№ п\п Тема Количество часов
Всего Теоретических занятий Практических занятий
1. Работа с картоном 5 1 4
2. Работа с тканью 17 6 10
3. Работа с бросовым материалом 10 2 9
4. Работа с креповой бумагой 2 1 1
5. Беседы «Вопросы воспитания» 6
Итого часов: 36 10 20
Содержание работы
Для реализации программы клуба используются следующие методы обучения:
1. Словесные (беседа, объяснение)
2. Наглядные методы (работа по образцу, показ, исполнение педагогом);
3. Частично – поисковые методы (участие детей в коллективном поиске при изготовлении, выборе материала, оформлении изделий декоративно – прикладного творчества, поделок).
Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение художественного образа -это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации работы используются:
- Воспроизведение музыкальных композиций;
- Чтение художественной литературы;
- Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
- Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).
Самовыражение и развитие эстетической направленности воспитанников осуществляется посредством:
• Создания благоприятной эмоциональной сферы;
• Внедрение активных методов работы с детьми и взрослыми;
• Предпочтения и интерес воспитанников;
• Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;
• Создание рабочего места, решающего потребности в творчестве.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов. Содержание занятий клуба по каждому разделу составлено с учётом совместной деятельности взрослого и ребёнка. Ребёнок, в зависимости от сложности выполнения поделки, может выполнить самостоятельно часть работы, а оставшуюся часть работы либо с помощью взрослого, либо завершит эту работу взрослый сам. Практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Все поделки - это небольшие работы по объёму, выполняемые как по образцу, так и с возможными изменениями, дополнениями, т. е. творческие решения возможны по желанию. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого участника в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, развивать его необходимо постепенно, излагая теоретический материал кратко, по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя пояснение по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. На занятиях клуба «Самоделкины», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка и взрослого на предложенное задание. Форма организации обучения обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и родителей, для проявления их фантазии. Здесь они совместно решают, договариваются, что они будут делать. «Совместная деятельность с родителями благоприятно повлияет на зону ближайшего развития ребенка. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было с мамой. Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее» - Л. С. Выготский. Так же в совместной деятельности проявляется и социальный аспект общения, родители и дети больше понимают друг - друга, что скажется на их взаимоотношениях в будущем. Большая часть времени на занятиях отводится выполнению практических заданий.
Материально-технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактический материал:
1. Памятки с правилами по технике безопасности.
2. Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками, альбом «Цветы».
3. Методическая таблица: «Основные приемы изготовления куклы-закрутки».
4. Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно, открытки.
Технические средства: музыкальный центр, компьютер, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.
Инструменты и материалы:
1. Ножницы (8 шт, простые карандаши (8 шт., ластик (8 шт., клей ПВА (8 бутылок, фломастеры (8 упаковок, кисточки (клеевые каждому кружковцу, креповая цветная бумага, цветной картон, листы А4, стаканчики из-под йогурта, капрон, остатки пряжи, кусочки меха, обрезки ткани, фантики, стаканчики (8 шт).
2. Виды бытовых отходов: пенопласт, пластик, ткань разных цветов.
В программе предусмотрены следующие виды работ:
1. Работа с картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах картона, Техника работы с ножницами и бумагой: разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски. Технология изготовление поделок. Практика – изготовление открыток, поделка «Динамическая гусеница».
2. Работа с тканью. Теория – первоначальные сведения о тканях. Основы шитья: Обучение пользоваться иголкой. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Технология изготовления бесшовных кукол, кукол - оберегов, поделок. Практика – изготовление игольниц, кукол «Берегиня», «Веснянка», «Ангел», «Ниндзя»; карандашниц «Собачка», «Котенок», «Пингвин», «Мышь».
3. Поделки из бросового материала. Теория – первоначальные сведения о бросовом материале. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы берут на себя родители. Практика – изготовление поделок из бросового материала: «Домовички - Небывашки», «Клоун».
4. Работа с креповой бумагой. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Практика – отработка технических приё мов: изгиб, излом, скручивание. Изготовление поделки «Птица счастья».
Перспективный план работы клуба «Самоделкины»
Формы работы Темы встреч Цель
сентябрь Мастер – класс Работа с картоном. Поделка «Динамическая гусеница». Закрепление умения вырезать ножницами из картона предметы круглой формы способом последовательного закругления четырех углов квадрата; совершенствовать навыки вырезания, обучить распознаванию способов соединения деталей и их размеров; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление динамической гусеницы.
октябрь Мастер – класс Работа с тканью. Игольница «Шляпка». Обучение исполнения изделия, используя обрезки ткани, вырезанные кружки из картона, поролона. Обучить детей способам выкраивания деталей, учить создавать яркий и выразительный образ. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Творческие мастерские Работа с тканью. Изготовление и декоративное оформление игольницы «Шляпка»
октябрь Мастер – класс Работа с креповой бумагой. «Птица счастья». Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, бумаги. Закрепление навыков работы с бумагой, умение работать по схемам-алгоритмам, воспитывать интерес к созданию образа, развивать творчество.
Творческие мастерские Работа с креповой бумагой. Изготовление и декоративное оформление поделки «Птица счастья».
ноябрь Мастер – класс Работа с бросовым материалом. Поделка «Небывашки». Обучение выполнению изделия, используя бросовый материал: стаканчики из-под йогурта, капрон, остатки пряжи, кусочки меха, обрезки ткани и т. д. Развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление поделок «Небывашки».
декабрь Мастер – класс Работа с бросовым материалом (фантики). Поделка «Клоун». Закрепление умения использовать различный материал для основы (фантики, учить их комбинировать сопоставляя размеры, и добавлять необходимые детали. Воспитание творчества, развитиеь мелкой моторики; воспитание самостоятельности, уверенности.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление поделки «Клоун».
январь Мастер – класс Работа с тканью. Кукла «Ангел». Ознакомление с технологией изготовления бесшовных кукол. Изготовление куклы «Ангел». Воспитание творчества, развитие воображения, фантазии. Учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели.
Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы); Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».
Творческие мастерские
Изготовление и декоративное оформление куклы «Ангел».
Творческие мастерские Работа с картоном. «Мир открыток» Изготовление и декоративное оформление открыток.
Февраль
Мастер – класс Работа с тканью. Кукла оберег «Берегиня». Ознакомление с технологией изготовления бесшовных кукол. Обучение изготавливлению куклы-оберега «Берегиня». Воспитаниеь творчества, развитие мелкой моторики, самостоятельности; умениявидеть недостатки в собственной работе, воспитание желания совершенствовать свои работы, доводить начатое дело до конца.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление куклы «Берегиня».
март Мастер – класс Работа с тканью. Бесшовная кукла «Веснянка». Ознакомление с технологией изготовления бесшовных кукол. Обучение изготовлению бесшовной куклы «Веснянка». Формирование умения создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление бесшовной куклы «Веснянка».
апрель Мастер – класс Работа с тканью. Бесшовная кукла «Ниндзя». Ознакомление с технологией изготовления бесшовных кукол. Научить изготавливать бесшовную куклу «Ниндзя». Воспитание творчества, развитие мелкой моторики, самостоятельности, уверенности, интереса к познанию окружающего мира.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление бесшовной куклы «Ниндзя».
май Мастер – класс Работа с тканью. Народная кукла «Закрутка». Ознакомление с технологией изготовления народной куклы «Закрутка», обучение изготовлению народную куклы «Закрутка», вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа, развитие мелкой моторики, воспитание самостоятельности.
Творческие мастерские Изготовление и декоративное оформление кукол «Закрутки»- семья
Критерии индивидуального развития воспитанников клуба :
Знает: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.
Умеет: работать с инструментами, клеем;
владеть техникой аппликации, соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.
Критерии эффективности работы с родителями клуба :
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
- положительная оценка семьи (анкетирование).
Литература
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М. : Просвещение, 1985.-127с.
Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М. : Владос, 1994.-98 с.
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С. 57-67.
Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с. 156.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Педагогика, 1991.
Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. - М. ,1997.-175 с.
Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1.
Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.
Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. — М. : Просвещение, 1986.
Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3