Воробьева Татьяна Николаевна
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мастерская творчества» ч.1
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска
Составители:
старший воспитатель Тимофеева Е. А.,
воспитатель Воробьева Т. Н.
Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Публикация «Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста „Мастерская творчества“ ч,1» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
2. Планируемые результаты усвоения Программы
II. Содержательный раздел
1. Описание образовательной деятельности
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
1. Материально-техническое оснащение программы
2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3. Режим организованной деятельности по программе
4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Приложение
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Одной из задач дошкольного образования является художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
На занятиях по изобразительной деятельности у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Активная творческая деятельность дошкольника воздействует на ум, душу обогащает его духовный мир. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и духовный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Актуальность программы:
Занятия по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым программам, не в полной мере способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка.
Основой данной программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства – пластилинографии и тестопластики.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как, внимание, память, мышление;
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Одним из достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников:
- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизирует работу обеих рук;
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- развивает творческие способности ребенка.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для развития у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии и тестопластики.
Задачи:
• Формировать у детей знания в области изобразительной деятельности, способность эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства;
• Знакомить с нетрадиционными художественными техниками изобразительного искусства – пластилинографией и тестопластикой, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;
• Учить детей создавать изображения в лепке, использовать разные выразительные средства и материалы;
• Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;
• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца, приучать к оценке и самооценке деятельности;
• Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип систематичности и последовательности - постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому».
6. Принцип сезонности - построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени.
7. Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно - творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста:
• старшая группа (от 5 до 6 лет);
• подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
Характеристика возрастных особенностей психофизического развития детей старшей группы (от 5 до 6лет) в контексте художественно-эстетического развития
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Характеристика возрастных особенностей психофизического развития детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7лет) в контексте художественно-эстетического развития
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой я идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2. Планируемые результаты усвоения Программы
Итоги работы по программе:
• воспитанники вовлечены в творческую деятельность;
• у детей появился повышенный интерес, творческая активность, в работах будут преобладать новизна и оригинальность;
• дети свободно могут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно;
• обогащена предметно-пространственная среда, группы и помещения эстетически оформлены творческими работами детей;
• улучшено взаимодействие с родителями, активизирована позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• привлечены родители к организации выставок.
Итоги работы по программе подводятся в виде:
Для детей и родителей: организация выставки продуктов творчества «Картинная галерея» по пластилинографии (май 2016 г.) и мини-музей «Игрушки из теста» по тестопластике (апрель 2016 г. – май 2016г.).
Для педагогов: оформление презентации: «Чудеса из теста и пластилина»; оформление картотеки дидактических игр по развитию творческих способностей дошкольников.
Выразительные средства и способы действий с материалами:
Старшая группа:
1. лепка с натуры;
2. лепка по представлению;
3. лепка из целого куска;
4. сглаживание поверхности формы;
5. устойчивость изделия;
6. выразительность образа;
7. динамика движения;
8. лепка из нескольких частей;
9. пропорции;
10. роспись;
11. налепы;
12. углубленный рельеф;
13. использование стеки.
Подготовительная группа:
1. лепка с натуры;
2. лепка по представлению;
3. динамика движения;
4. выразительность образа;
5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
6. поза;
7. пропорции;
8. разные способы лепки;
9. сплющивание;
10. защипывание, соединение краев теста;
11. оттягивание;
12. сглаживание;
13. вдавливание;
14. прижимание;
15. примазывание;
16. раскатывание;
17. мелкие налепы;
18. устойчивость;
19. рельеф;
20. роспись;
21. использование стеки.
Ожидаемые результаты обучения:
Личностные:
-проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок
из соленого теста и пластилина;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила,
делать выбор, какое изделие выполнить;
-самоопределение;
-нравственно-этическая ориентация;
регулятивные:
-умение организовать свою деятельность;
-подготовить свое рабочее место;
-рационально размещать инструменты и материалы;
-прогнозирование, планирование, самоконтроль;
-корректировка работ;
-самооценка
познавательные:
-конструировать изделия с учетом технических и художественно-
декоративных условий, используя разную художественную технику и
приемы работы;
-проектировать изделия по собственному замыслу;
-исследовать технологические свойства используемых материалов;
-анализировать предлагаемое изделие;
-выделять известное и неизвестное;
-создавать мысленный образ конструкции;
коммуникативные:
-участвовать в совместной творческой деятельности;
-осуществлять сотрудничество;
-слушать и понимать речь других.
Целевые ориентиры на конец года:
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
• Принимает активное участие в продуктивной деятельности.
• Создает элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные образы посредством объёма и цвета из пластилина и теста, с помощью взрослого или самостоятельно.
• У ребенка формируются и развиваются: навыки совместной работы; навыки пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с тестом и пластилином; умения владеть различными техническими приемами и способами лепки; умения украшать изделия из теста и пластилина различными природными и декоративными материалами;
• Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
• Развитие познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности, усидчивости, терпения и трудолюбия.
• Использует приобретённые навыки и умения в свободной художественной деятельности.