Наталья Шматенко
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. М. К. Овсянникова с. Исаклы
структурное подразделение «Детский сад Теремок»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора ГБОУ СОШ
им. М. К. Овсянникова с. Исаклы
Кузаева Н. А. (___) «___»___ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СОШ с. Исаклы
им. М. К. Овсянникова Е. Н. Нестерова(___)
«___»___ 2016 г
.
.
Авторская программа
дополнительного образования
Публикация «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию „Волшебная игрушка“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
художественно-эстетической направленности
для детей 5-6 лет
«Волшебная игрушка»
Автор программы :
воспитатель СП «Детский сад Теремок»
Шматенко Н. В.
Исаклы
2014г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной наиболее актуальной. Народное искусство, формирует художественный вкус, способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь; эффективно влияет на развитие психических процессов (восприятие, образное мышление, речь, воображение, эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у детей формируются художественно-творческие способности. Содержание данной программы направлено на более глубокое знакомство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с русскими народными игрушками; на создание эмоционально положительного климата и на воспитание духовного мира ребёнка; любящего и ценящего народное достояние; на развитие творческого патриотизма, желание заниматься декоративной росписью.
Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.
С целью развития дошкольников с общим недоразвитием речи нами используется декоративно-художественная деятельность, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а в продуктивной деятельности, как, например, декоративное рисование у них значительно быстрее происходит развитие восприятия к осознанию речи, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Знакомство с народной игрушкой, отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, мажорное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В данное время не существует программ по знакомству с декоративно-прикладным искусством для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому разработка программы имеет большое практическое значение. Содержание программы интегрирует знакомство с народным искусством с другими видами деятельности детей (развитие речи, игры, народный фольклор, художественные произведения и т. д.). В ходе освоения программы дети постепенно овладевают знаниями, развивая технические навыки и умениями владения кистью, тем самым происходит подготовка руки к письму, развивается зрительно-двигательная ориентация.
1.2. Цель и задачи программы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ :
Формирование уважительного отношения к национальной культуре через приобщение детей к народным традициям и фольклору.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей.
Задачи программы
• Дать детям представление об истории возникновения Филимоновской и Дымковской народных игрушках.
• Формировать знания об особенностях росписей, их колорите, основных элементах узоров.
• Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии русской народной игрушки (Филимоновской, Дымковской и др.).
• Помочь овладеть рисованием элементов узоров, составлением композиций и цветосочетанием росписей.
• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров.
• Обогащать речь детей народными поговорками, пословицами.
• Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.
• Учиться выполнять работу поэтапно, в определённой последовательности.
• Совершенствовать технические навыки и умения владения кистью и тычком.
• Развивать эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства.
1.3. Целевая аудитория.
Старшая группа: дети 5-6 лет. В состав старшей коррекционной группе нашего детского сада включены дети с ОНР З и 2 уровня, а также дети с ЗПР.
Характеристика детей со II уровнем развития речи
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.
Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.4. Объём программы.
В связи с достаточно высокой дополнительной нагрузкой на детей с ОНР программа рассчитана на 34 часов (один раз в неделю, по 25 мин.) во вторую половину дня.
1.5. Ожидаемые результаты освоения программы
К концу реализации программы, речь детей должна стать главным средством общения со сверстниками и взрослыми:
• Словарный запас детей активизируется и пополнится знаниями о народных праздниках, видах народного декоративно-прикладного искусства;
• Научатся строить простейшие диалоги и рассказы о народных игрушках и их особенностях.
Дети должны уметь:
• Чётко различать, называть и описывать виды росписей (Филимоновская, Дымковская,Городецкая, называть их отличительные особенности.
• Расписывать силуэты народных игрушек, следуя определённому виду росписи на различных силуэтах.
• Подходить к работе творчески, внося новые элементы в композицию или самостоятельно создавать её.
• Доводить начатое дело до конца, показывая высокую технику владения кистью и тычком.
1.6. Формы организации занятий.
Занятия строятся в основном в активной, игровой форме;
• Проходят в форме экскурсии;
• Тематической беседы;
• Игровых тренингов;
• Проектной деятельности;
• Выставки.
Методы и приемы:
• Рассказ,
• Упражнение,
• Игровая деятельность,
• Показ
Особенности построения программы
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, изучение определенного вида игрушки. Содержание каждой темы основывается на трех тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.
Занятия программы предполагают использование
• русских народных игрушек,
• народных и авторских сказок,
• малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,
• познавательных рассказов из круга детского чтения.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию
• Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр., что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;
• сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
• использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
• упражнения в начале занятия с детьми 5-6 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;
• показ способов изображения новых элементов;
• использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;
• проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его рисовании
1.7. Формы контроля.
Контроль усвоенных детьми навыков проводится два раза, при помощи основных методов контроля:
• Педагогическое наблюдение
• Диагностика
1.8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
При реализации программы диагностика детей проводятся два раза.
Первичное обследование проводится в сентябре, повторное — по окончании курса занятий.
Вначале учебного года проводиться опрос детей на выявление знаний об изучаемой народной игрушке, которые фиксируются в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний детей данного народного промысла.
В конце года проводится диагностическое занятие по методике Т. С. Комаровой, которое фиксируется в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний и умений.
Цель диагностики: определить результат умственного и эстетического развития на сравнении двух глиняных игрушек (филимоновской и дымковской) и выполнение по их мотивам росписи:
• назвать вид народного искусства;
• описать каждую игрушку,
• сравнить обе игрушки, выделить сходства и различия; выразить свое отношение;
• выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном силуэте из бумаги.
Диагностическое обследование оценивается по 3-х бальной системе:
2- высокий уровень развития;
1 - средний уровень развития;
0 - низкий уровень развития.
Проведение выставок детского творчества для родителей, проведение открытых игровых занятий, проведение фотовыставок.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Название темы (раздела) Всего
часов Из них Формы контроля
теория практикум
1.
Вводная часть
2
1
1
Диагностика
2.
Мир народных праздников
6
5
Праздники
3.
Народное творчество
4
1
3
Выставка
4.
Основы изготовления народных игрушек
21
2
19
Педагогическое наблюдение
Выставка
Защита проекта
5. Итоговая диагностика
1
1 Выставка работ
Таблица
Содержание программы
Вводная часть (1 ч)
Тема1. «Мир русских народных праздников» (6 ч)
Дошкольников знакомят с основными народными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством по выбору ( русские народные праздники: Семена Летопроводца, Новый год, Сочельник, Масленица, Петров и Иванов день; православные: Рождество, Пасха, Троица, Покров день;)
Тема 2. «Народное творчество» (6 ч)
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка, русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.
Тема 3. «Основы изготовления народных игрушек» (20 ч)
Изучаются особенности: дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки.
Дымковская игрушка Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.
Городецкая роспись Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.
Гжельская роспись Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.
Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей
Кружево Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы
Жостовская роспись Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.
Итоговая диагностика (1 ч)
4. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема
занятия Всего часов Из них Формы организации
занятий Формы
контроля
Теория Практика
1. 1 Вводная часть 1 0,5 0,5 Рассказ, беседа, Сюжетная игра Диагностика
Педагогическое наблюдение
2. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника
3. Народное творчество.
Дымковская игрушка 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение
4. Основные элементы росписи игрушки 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа
Работа с трафаретом
Презентация Педагогическое наблюдение
5. Составление узора на игрушке 1 1 Рисование выставка
6. Силуэты с дымковскими узорами 1 1 Рисование,
Работа с силуэтми Педагогическое наблюдение
7. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника
8. Народное творчество.
Городецкая роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение
9. Городецкая роспись по дереву 1 1 Рисование выставка
10. Городецкий узор 1 1 Рисование
ИК-презентация Взаимоконтроль, самооценка
11. Композиция городецких узоров 1 0,5 0,51 Беседа, рассказ, составление композиции выставка
12. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника
13. Народное творчество.
Гжельская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение
14. Гжельская керамика 1 1 Наблюдение, беседа,
лепка Педагогическое наблюдение
15. Составление узора на керамике 1 1 Рисование
ИК-Презентация выставка
16. Путешествие в мастерскую гончара 1 1 Сюжетная игра Педагогическое наблюдение
17. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника
18. Народное творчество.
Хохломская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение
19. Особенности хохломской росписи 1 1 Рисование. беседа Взаимоконтроль, самооценка
20. Хохломские узоры 1 1 Работа с палитрой,
беседа Взаимоконтроль, самооценка
21. Мы – мастера (составление узора по мотивам хохломской росписи) 1 1 Рисование, игра, работа с трафаретом выставка
22. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника
23. Народное творчество.
Кружево 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение
24. Вологодские мастерицы 1 1 Наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение
25. Кружева вологодских мастериц 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа,
Составление описания Педагогическое наблюдение
26. Волшебные узоры 1 1 Работа с бумагой Взаимоконтроль, самооценка
27. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника
28. Народное творчество.
Жостовская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение
29. Жостовские букеты 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа
Работа с трафаретом Педагогическое наблюдение
30. Составление узоров из цветов 1 1 Наблюдение, беседа
Работа с трафаретом Взаимоконтроль, самооценка
31. Прогулка по лесным тропинкам и полям 1 1 Создание Панно из цветов
ИК-презентация Взаимоконтроль, самооценка
32. Подготовка проекта «Волшебная игрушка» 1 1 Проектирование, этапы проекта Педагогическое наблюдение
33. Защита проекта «Волшебная игрушка» 1 1 презентация Защита проекта
34. Итоговая диагностика 1 Собеседование,
Анализ работ
Выставка работ
Таблица
3. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Т. С. Комарова.
Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2-е издание, испр. и доп.
Москва. Издательство «Мозайка-Синтез», 2008год.
2.
О. А. Соломенникова.
Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
2-е изд., испр. и доп. –
М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,
2008г.
3.
Т. С. Комарова.
Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий
Москва. Издательство «Российское педагогическое агенство», 2007 год.
5.
Т. С. Комарова.
Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений.
Москва. Издательство «Мнемозина», 2010 год.
6.
Н. В. Рыжова.
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР.
Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2009 год.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Ноутбук
• Проектор и экран
• Музыкальный центр
• Кисти
• Краски
• Глиняные изделия
• Трафареты
• Бумага