Вера Спиридонова
Проектный метод в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Публикация «Проектный метод в образовании дошкольников» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями". Он выдвигал идеи свободы учения, т. е. интеллектуальную свободу детей, как способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения т. е. внедрение в процесс обучения исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Так что же такое метод проектов? Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Определение проекта вы видите на слайде.
На следующем слайде вы видите какую цель преследует метод проектов.
В реализации проекта ведущим становится принцип самодеятельности: намечается план заданий, и они активно выполняются одно за другим. Мы должны помнить: проект должен осуществляться поэтапно.
И на очередном слайде вы видите этапы реализации проекта. В этом и воспитатель, и дошкольник играет свою роль.
Роль педагога при использовании метода проектов : учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы. Роль дошкольника : является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта).
План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнера, выбирается проектная группа.
Хочу дать несколько рекомендаций педагогам по работе с детьми в условиях реализации проекта :
1. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
2. Заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
3. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
4. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
5. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
6. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
7. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
8. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
9. Заключительный этап проекта следует проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По таблице вы можете увидеть, как они определяются.
Какие же типы проектов мы можем использовать в ДОУ.
Исследовательские проекты :
Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Информационные проекты :
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта : получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями, презентация.
Творческие проекты.
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Принципы реализации проектов :
• системность
• сезонность
• учет личности
• учет возрастных особенностей
• взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Проектирование требует :
• индивидуальных
• оригинальных решений,
• коллективного творчества.
Развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Пути реализации проекта могут быть разнообразны. Вот несколько интересных вариантов. В завершении работы провести большой праздник «Секреты нашей семьи» (исполнение художественных номеров, чтением стихов, играми, танцами.
Весь материал мы собираем в отдельную папку, а отчет по работе над проектом можно представить в виде презентации.
Хочу сделать вывод, что участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.