Приложение МААМ

Консультация для воспитателей ДОУ «Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста»

Светлана Емельянова
Консультация для воспитателей ДОУ «Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проектный метод в этнокультурном развитии детей

дошкольного возраста.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д. Лихачёв.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как они одевались? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Я считаю, что необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ культуры не только русского народа, но и основ культуры других народов, иначе говоря, этнокультурную осведомлённость, и уважение к различным её проявлениям. Этнокультурная осведомлённость – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов воспитания и обучения.

В данном случае мы отдали и отдаём предпочтение такой форме организации данного процесса как проект, так как он имеет многофункциональный характер. Наш проект мы назвали «Секреты бабушкиного сундука» .Мы знаем, что проект способствует развитию у детей познавательной активности и самореализации, интересен самим детям, органически вписывается в современный воспитательно-образовательный процесс. Целью нашего было формирование у детей среднего дошкольного возраста гражданских качеств, чувство патриотизма, любви к своему краю и Отечеству через приобщение к народной культуре.

Также к таким формам относятся:

1.Циклы НОД, включающие различные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструирование. В рамках проекта были проведены НОД:

1. Ребёнок и окружающий мир «Я поведу вас всех в музей»(знакомство с русским народным костюмом).

2. «Кукла в национальном костюме» (рисование); 3. «Украсим рубаху узором» (рисование);

4. «Украсим кокошник цветами» (аппликация);

5. «Кукла-оберег» (конструирование).

2. Беседы:

Мы считаем, что использование бесед в различных видах деятельности является очень важным для разностороннего развития ребёнка и поэтому, во время проведения нашего проекта мы использовали различные беседы.

Такие как: «Для чего нужна человеку одежда?», «Каково значение вышивки на рубахе», «Что может рассказать передник о своей хозяйке», «Пояс – опознавательный знак, символ благосостояния», «Во что обувались на Руси», «Головные уборы».

Различные беседы (познавательные, этические, эвристические) проводились во время свободной деятельности детей (перед сном, во время утреннего приёма детей, во второй половине дня).

3. Видеопросмотры также являются одной из форм проектного метода.

Вместе с детьми мы просмотрели видеофильмы: «Праздник русской берёзки» и фольклорный мордовский праздник «Масторава», предоставленные сотрудниками нашего дошкольного учреждения. Видеопросмотры позволили и позволяют расширять кругозор детей. Они получили и получают (так как эта работа продолжается) представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, быте и архитектуре народов, проживающих в России, о труде взрослых родного края.

4. Развлечения и праздники с этнокультурой тематикой.

Длятого чтобы дети в полной мере могли проникнуться красотой и многообразием народной музыки, русскими народными хороводами мы, во время непосредственно-образовательной деятельности по музыке, слушали записи таких русских народных песен как: «Валенки», «Калинка», «Красный сарафан», «Во кузнице», «Во поле берёза стояла». Также мы с детьми разучили русские народные хороводы и игры: «Мы на луг ходили», «Кто у нас хороший?», «Ходит Ваня», «Ой, ребята та-ра-ра…».

Также мы с детьми принимали активное участие в праздниках: «Берёзка», «Масленица». Действия, непосредственными участниками которого являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд. Это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления.

Сдетьми среднего дошкольного возрастас помощью педагогов, родителей можнопроводитьразличные театрализованные представления. В нашем случае, праздник отражает этнокультурную специфику, то есть показывает, этнографические реалии – русские посиделки. В театрализованных представлениях находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика. Наше представление мы назвали «В низенькой светёлке огонёк горит» и в группе мы сделали русскую избу с главным её атрибутом, без которого не могла обойтись ни одна семья – печью.

Ой, ты, печка – сударыня.

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети, спаси

В дом богатство принеси.

Во время представления дети водили хороводы «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший?» Девочки и мальчики соревновались в рассказывании потешек.

Как у нас семья большая да весёлая;

Две Дашки у кашки питаются;

Две Ульки в люльке качаются;

Одна Маша не наша

Да и та не плоха.

Стучит, бренчит на улице;

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

Дети играли, веселились и, конечно, утомились.

6. Целевые прогулки и экскурсии.

Организация познавательной деятельности детей не ограничивается мероприятиями или НОД. Среда города, как и любой другой местности, а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий обеспечивает знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края. Задачи данного вида деятельности - активизировать имеющиеся знания, побуждать ребёнка устанавливать связь между ними и новой этнокультурной информацией, полученной из повседневной жизни. Это происходит чаще всего на прогулке. На прогулке мы с детьми проверяем народные приметы, отгадываем русские народные загадки, заучиваем пословицы и поговорки.

7. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной осведомлённости дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.

На всём протяжении проведения нашего проекта родители принимали активное участие. Они помогали подготовить альбом о русских народных костюмах. Родители принимали посильное участие в оформлении русской

избы в групповой комнате. Для этого были принесены из дома различные предметы русского быта, семейные ценности.

Активное участие родители приняли в конкурсах:

1) «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»; (изготовление девичьих головных уборов).

Важной «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе,

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде.

2) «Ах ты, пояс – поясок!» (изготовление поясов)

Пояс был предметом гордости и магическим предметом одежды – его украшали в соответствии с возможностями и традициями. Появиться без пояса в обществе считалось верхом неприличия.

Дома, дети с родителями сделали различные поделки. Так получилось, что в нашей группе есть дети других национальностей и по моей просьбе их родители также принесли предметы быта, национальные головные уборы. Дети вместе с родителями выучили стихи на своём родном языке и рассказали нам на нашем театральном представлении.

8. Игровые методы и приёмы имеют огромное значение в развитие личности ребёнка. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на образовательной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др., мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. Мы постоянно включаем народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми в повседневную жизнь.

В основе проектной деятельности лежит активизация её познавательной и практической составляющих, в результате чего получается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Результат нашего проекта таков:

У детей появился интерес к образцам народного творчества, русским народным костюмам, традициям, к изучению народных игр.

У детей появилось желание продолжать знакомиться не только с традициями русского народа, но и с традициями других национальностей.

Родители осознали, что народное искусство способствует развитию духовного, нравственного и патриотического воспитания; развивает творческие способности детей, ведёт к накоплению жизненного опыта, усвоения норм и правил поведения и взаимности между людьми.

Дети и родители познакомились с народными костюмами и фольклором других национальностей (киргизы и туркменские узбеки).

Публикации по теме:

Нетрадиционные физкультурные занятия с использованием сюжета и включением в них элементов психогимнастики и релаксации Нетрадиционные физкультурные занятия с использованием сюжета и включением в них элементов психогимнастики и релаксации. Каждый раз, анализируя.

Консультация для воспитателей «Прогулка» Прогулка Прогулка считается одной из эффективных частей педагогического процесса,где ребенок получит возможность свободно двигаться, наблюдать.

Консультация для воспитателей. Консультация для воспитателей На тему: Знакомства детей с орнаментом. Искусство не умирает, Искусство не стареет. Искусство как дерево,.

Консультация для воспитателей Музыкальная игра – как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка. (консультация для воспитателей) Музыкальная игра является.

Консультация для воспитателей Инклюзивное образование в ДОУ К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские.

Консультация для воспитателей «Конструктивная деятельность для воспитателей раннего возраста» Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование.

Консультация для воспитателей «Мы готовимся к школе» Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, может быть поздно. Поэтому одной из важнейших.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения» муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №130» Консультация Тема : «Развитие эмоциональной.

Консультация для воспитателей «Пересказ» Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца в устной речи. Требования к произведениям, которые отбирают к пересказу. Произведение.

Консультация для воспитателей «ИКТ в ДОО» Актуальность: В настоящее время в нашей стране прослеживается стратегия информатизации общества, которая обуславливается доступностью информации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 13:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Емельянова (УИ 383299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД