МААМ-картинки

Проектный метод на уроках изодеятельности

Галина Курило
Проектный метод на уроках изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование исследовательских компетенций как освоение учащимися способов деятельности провозглашено одной из целей преобразования российской системы и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.

Актуальность проблемы, определяется:

Публикация «Проектный метод на уроках изодеятельности» размещена в разделах

1. Реализация метода проекта в методику преподавания изо, для достижения нового результата образования.

2. Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми.

Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи проектного метода:

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

-формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

- овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности ;

-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям;

-воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Ожидаемые результаты.

1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности.

2.Cамооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.

Е. С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

• наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

• реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

• затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

• наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

• представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Проект

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

6. Портфолио

Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Методические аспекты использования метода проекта, применяемого на уроках изобразительного искусства.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект может быть :

• Исследовательский

• Ролевой

• Творческий

• Поисковый

• Прикладной и др.

По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.

Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы проекта

Подготовка

Защита

Самооценка

Классификация проектов

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.

Индивидуальные проекты на уроках в 4 классе :

- «Древние образы в народном искусстве»;

- «Единство конструкции и декора в народном жилище»;

- «Народные промыслы их истоки и современное развитие»;

- «Современное выставочное искусство» и др.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные проекты на уроках изобразительного искусства:

-«Народные праздничные обряды»;

- «Журнал мод Василисы Прекрасной»;

- «Музей народных промыслов» и др.

Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных неделях развивающего цикла.

Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время.

Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра.

План работы над проектом

1. Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

2. Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

3. Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

5. Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

6. Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения. развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Литература

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с. 177-180.

4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с. 34-47.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М. : Народное образование,1998.-256с.

6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» Опыт.

Проектный метод в ДОУ В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод на уроках изодеятельности
Опубликовано: 12 мая 2015 в 17:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектный метод на уроках изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Курило (УИ 270659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД