Елана герасимова
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
На современном этапе развития дошкольного образования становиться актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Проект (буквально «брошенный вперед») – прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Публикация «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» размещена в разделах
Проектная технология предполагает:
• Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• Самостоятельную деятельность воспитанника;
• Структуирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• Использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода :
• Является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• Повышать качество образовательного процесса;
• Служит развитию критического и творческого мышления;
• Способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно – образовательной работы.
Актуальность темы.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки, поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказать помощь дошкольнику при реализации замысла.
При организации проектной деятельности педагоги в детском саду могут столкнуться со следующими проблемами:
• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного проекта и характером проектной деятельности проектная деятельность, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентированна на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка.
• Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.
• Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.
Вариативность использования проектного метода.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция:
- частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
- полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
• метод проектов :
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
• исследовательское - творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
• ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
• ознакомительно - ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников пректа с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
• прктико – ориннтированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
• творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому начиная с младшего возраста используются ролевые, игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
• межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
• творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др. ;
• групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия» и др. ;
• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Секреты бабушкиного сундука» и др. ;
• исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.
Планирование работы по подготовке проекта.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
1 этап - организованно-подготовительный:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
• пополнение предметно-развивающей среды;
• подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
2 этап – рефлексивно-диагностический:
• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
• формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы;
3 этап – практический:
• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
• определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
• обобщение и распространение опыта работы;
• защита проекта;
• участие педагога в конкурсе педагогического проекта.
4 этап – заключительный:
• анализ достижения целей и полученных результатов;
• определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.