Ирина Педос
Проект «Экологическая тропа» для детей от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 55
Проект по экологическому развитию для детей от 3 до 7 лет
"Экологическая тропа в детском саду"
Подготовила:
старший воспитатель
Педос Ирина Владимировна
г. Одинцово, 2017г.
Автор проекта : Педос Ирина Владимировна
Публикация «Проект „Экологическая тропа“ для детей от 3 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжительность проекта : долгосрочный (с 1 марта по 19 мая 2017 года)
Тип проекта : познавательный, творческий
Участники проекта : воспитатели, родители, дети
Возраст детей : 3 – 7 лет
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.
Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Мини-водоем», «Огород», «Альпийская горка», «Цветники», «Метеостанция» и др.
Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает вопрос благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т. к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.
Цель проекта : Формирование основ экологической культуры у воспитанников детского сада. Воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи проекта :
Для детей :
Образовательные:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- иметь представления о пользе или вреде растений;
- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с природным материалом.
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Для педагогов :
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- составление паспорта лекарственных растений в детском саду;
- составление картотеки дидактических игр по теме проекта;
- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике;
- помочь ребенку добывать новые знания;
- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;
Для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль, за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.
Педагогами ДОУ, активно используется имеющиеся на территории нашего детского сада клумбы и огород в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на этих участках. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята задают много вопросов, и ждут на них ответы.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
— озеленение территории растениями;
—оснащение детских игровых площадок новыми объектами, пригодными для игры;
— создание нескольких зон: «Поляна сказок», «Мини-водоем», «Огород», «Альпийская горка», «Метеостанция» и др.
Предполагаемый результат:
1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.
2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.
3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
4. Создание атрибутов к видовым точкам.
5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ центре развития ребёнка - детском саду № 55».
Этапы реализации проекта
I этап: Поисково-исследовательский
— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;
— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;
— составление паспорта «Экологической тропы»;
— подготовить литературу по экологическому развитию детей;
— наметить план работы по реализации проекта.
II этап: Практический
— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;
— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;
— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;
— создание метеоплощадки, мини огорода с лекарственными травами;
— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;
— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;
— разработка методических рекомендаций по использованию видовых точек.
III этап: Заключительный
Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.
С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам даются названия Станция … Хозяином тропы безусловно стал Кот учёный.
Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.
Природный объект № 1 «Поляна сказок»
Создание «Поляна сказок»
Целью данного объекта природы является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.
На этом объекте с детьми запланировали проводить, как индивидуальную, так и групповую работу. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, и других игр.
Природный объект № 2 «Мини-водоём»
Создание «Мини-водоёма»
Цель этого природного объекта: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.
Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.
Природный объект № 3 «Метеостанция»
Создание «Метеостанции»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется: флюгер, барометр, термометр, дождемер.
Природный объект № 4 «Альпийская горка»
Создание «Альпийская горка»
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
Воспитывать у детей чувство прекрасного.
Природный объект № 5 «Огород»
Создание «Огород»
Целью данного природного объекта, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживать за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.
«Огород»
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
(Ф. Гуринович)
Природный объект № 6 «Цветники»
Создание «Цветников»
Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
Педагоги самостоятельно будут определять маршрут следования по станциям, проводить на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно будет использоваться тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявят познавательную активность при работе на тропе.
Вывод
Наличие экологической тропы в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей. Экологическая тропа в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Какой восторг и гордость были у детей, когда они собирая урожай понимали, что это они сами вырастили овощи, отличные на вкус и необходимые для здоровья. А главное дети поняли, что всё, что приготовлено из овощей нужно кушать потому, что это полезно и необходимо.
Совместная деятельность даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, труд на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению здоровья ребят. Кроме этого, деятельность детей на природных объектах оказывает влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, экологическая тропа в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список используемой литературы
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
2. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.
3. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.
4. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.
5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
6. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
7. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду/
8. Масленникова Е. А, Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
9. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
10. Молодова Л. П «Игровые экологические занятия с детьми». Минск. «Асар».1996.
11. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».1999.
12. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.
13. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.
14. Рыжова Н. А. «Экологическое развитие детей в детском саду» М. «Карапуз».2001.
15. Сигимова М. Н. «Воспитание экологической культуры ребенка»
16. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
17. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
18. Узорова О. В, Нефедова Е. А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. – М. : Астрель, 2005.
Интернет-ресурсы:
1.https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/
2.htth ://maam.ru
3.htth ://tkologiya.ru