Шелкова Лариса
Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическая тропа ДОУ»
Проект долгосрочный : 3 года
Участники проекта : дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Направление: познавательное развитие
Идея проекта :
Публикация «Долгосрочный проект „Экологическая тропа ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2018
Особую значимость в становлении бережного отношения к природе человек приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис личностной культуры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.)
Руководствуясь важными документами, как «Указ президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», законом РФ «Об охране окружающей природной среды», законом «Об образовании в Российской Федерации», опираясь на основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на Образовательную программу ДОУ мы пришли к выводу, что одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.
Основой экологического сознания являются экологические знания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.
Экологическая тропа, организованная на территории ДОУ, позволяет наглядно познакомиться детям с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований и научиться ответственному поведению в природе. Экологическая тропа может использоваться во все времена года.
Цель проекта :
1. Создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием проектов
2. Внедрение в работу новых инновационных технологий, отвечающих требованиям ФГОС, повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Обогащать и систематизировать экологические представления дошкольников средствами экологической тропы.
2. Познакомить детей с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
3. Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы.
4. Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы.
5. Формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором ты живешь.
6. Осуществлять трудовое воспитание детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
7. Способствовать профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания экологоразвивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
8. Повышать экологическое просвещение родителей, используя различные формы работы.
Принципы реализации проекта :
- Принцип природосообразности предполагает организацию педагогического
процесса с законами природы, её ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем путём повышения активности и инициативы ребёнка.
- Принципы краеведения (изучение природы Алтайского края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
- Принцип научности и доступности понятий, естественно - научные знания формируются по схеме «представленные понятия – знания», таким образом, обеспечивается преемственность знаний и углубление их содержания.
- Принцип «спирали» (повторение изученного материала, учась применять более сложные приёмы и методы исследования).
- Принципы интеграции познавательных областей позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
- Принцип учета возрастных особенностей, позволяет усложнять материал «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний ручных навыков усложняется и содержание деятельности.
- Принцип развития личностных качеств ребёнка направлен на формирование позитивного, гуманного отношения к окружающей природе, воспитание гражданина, понимающего связи человечества со всем окружающем миром.
Реализация проекта и его программно – методическое обеспечение:
Для реализации проекта были разработаны тематический и перспективные планы «Экологическая тропа ДОУ» на основе программы «От рождения до школы Вераксы, Н. Н. Николаевой парциальной программы «Юный эколог», О. А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду», Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» с учётом «Основной образовательной программы ДОУ».
Тематический и перспективные планы предназначены для повышения уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, для формирования устойчивого интереса к объектам живой и неживой природы, для формирования у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия.
Этапы реализации проекта :
I этап – аналитический (май – август)
Цель этапа: Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа ДОУ».
Содержание работы:
- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию.
- Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.
- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
- Разработка маршрута, карты-схемы и паспорта экологической тропы.
II этап - организационный (2016-2017 учебный год)
Цель этапа: планирование и прогнозирование содержания работы проекта «Экологическая тропа ДОУ».
- Разработка минипроектов :
-«Зелёная аптека»
- «Огород «Витаминная полянка»
- «Цветник», «Розарий», «Уголок леса»
- «Метеостанция», опытно-экспериментальная лаборатория
- «Птичья столовая», «Зимующие птицы»
- «Деревья и кустарники»
- «Полянка насекомых»
- Центр «Уголок поля»
- Экологический музей «Насекомые»
- Красная книга Алтайского края (животные, лекарственные растения)
- Разработка конспектов НОД, сценариев праздников
- Разработка и оформление дидактических игр с экологическим содержанием.
III этап – практическая деятельность (2017 – 2018 учебный год)
Цель этапа: Реализация работы по маршруту экологической тропы
Содержание работы:
- Проведение занятий
- Проведение акций «Спасём ёлочку», «Накормим птиц зимой», «День земли»
- Проведение уроков доброты
- Оформление музея: «Насекомые»
- Создание презентаций, слайд – шоу
- Проведение недели экологического творчества, экологических праздников «Праздник леса», «Мусоршоу», фестивалей
- Оформление экологических игр (дидактических, имитационных, игры моделирования экосистем, игры путешествия)
- Оформление клуба исследователей природы, лаборатории юного эколога
- Ведение «Панорамы добрых дел»
- Изготовление гербариев «Цветы», «Листья»
IV этап – итоговый, диагностический (май 2018)
Цель этапа: Анализ результативности выполнения поставленных задач
- Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы Разработка рекомендаций по работе с родителями
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов
Формы взаимодействия с детьми:
- Познавательные экологические беседы
- Наблюдения за объектами природы
- Экскурсии по экологической тропе
- Экологические праздники и развлечения
- Презентации, слайд-шоу
- Просмотр видеотеки
- Опытно - экспериментальная деятельность с объектами природы
- Экологические игры (дидактические имитационные)
- Игры – моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия
- Экологические акции
- Экологические выставки детского творчества на основе впечатлений от природы
- Экологические конкурсы, викторины, КВН
- Трудовой десант, труд в природе
- «Уроки доброты», «Уроки мышления»
- Клуб исследователей природы
- Экологический музей «Насекомые»
Использование разнообразных методов и приемов:
- наглядные
- словесные
- практические
- игровые
- проблемные ситуации
- ситуации общения
- экспериментирование
- эвристические беседы
- ведение календарей природы
- ведение «Панорамы добрых дел»
- экологические тренинги
Работа с педагогами:
- Педагогические советы
- Консультации
- Презентации, слайд – шоу
- Семинары-практикумы
- Анкетирование
- Педагогическая ярмарка
- Деловые игры
- Разработка проектов
- Выставки методической и художественной литературы об экологическом воспитании детей
-Банк инновационных идей
- Клуб психологического здоровья педагогов
- Экскурсии в зоопарк, лес, парк.
Работа с родителями:
- Родительские собрания
- Взросло – детские проекты
- Субботники по благоустройству территории ДОУ
- Участие в совместных экологических акциях, развлечениях, праздниках
- Участие в конкурсах экологического содержания
- Оформление фотовыставок, презентаций
- Анкетирование
- Консультации
- Родительские клубы по интересам
- Детско-родительские гостиные
Образовательное пространство:
Реализация задач по экологическому воспитанию дошкольников возможна при условии адекватного образовательного пространства.
В образовательном пространстве ДОУ № 193 входят:
- гимназия №42
- филиал городской библиотеки №1
- центр развития творчества детей и молодежи Железнодорожного района
г. Барнаула
- парк развлечений «Барнаульская крепость»
- бульвар защитников Сталинграда
При разработке и реализации проекта немаловажным является длительное и тесное сотрудничество ДОУ №193 с образовательными заведениями высшего и профессионального образования АлтГПУ, АНОО ДПО «Дом учителя»,
БГП (К) №1, АКИПКРО, парки, музеи, зоопарк г. Барнаула для реализации проекта также включены в образовательное пространство.
Развивающая среда ДОУ для реализации проекта :
- Методический центр (подбор методической и дидактической литературы)
- Использование ИКТ
- Экологическая тропа ДОУ и её центры
- Центр лекарственных трав «Зелёная аптека»
- Огород «Витаминная полянка»
- «Уголок леса»
- «Цветник»,
- «Розарий»,
- Полянка насекомых «Жужжащий мир»
- «Муравейник»
- «Метеостанция»
- Центр «Уголок поля»
- Уголки природы в группах
- Комнатные растения
- «Огород на окне»
- Опытно-экспериментальная лаборатория
- «Панорама добрых дел»
- «Календарь природы»
- Экологический музей «Насекомые»
- «Центр здоровья» на территории ДОУ «Тропинка здоровья»
- Центр творчества
- Выставки, фотовыставки (в холле детского сада)
- Уголок Алтайского края (информация о природе Алтая)
- Красная книга Алтайского края (животные, лекарственные растения)
Мониторинг результативности работы:
Для оценки уровня знаний детей используются контрольные срезы, для чего мы разработали собственные критерии и диагностические карты.
При оценке эффективности проводимой работы учитывается сформированности следующих компонентов:
-Мотивационного (сформированности положительного отношения к изученному материалу, желание активно познавать)
- Когнитивного (наличие конкретных знаний и представлений)
- Деятельностного (наличие определённых умений и навыков работы в природе, а также в художественно-эстетической деятельности).
Для оценки мотивационного или отношенческого компонента используются такие методы, как беседа, наблюдение, интервьюирование и анкетирование всех участников образовательного процесса.
Для реализации проекта была разработана карта профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.
Результативность:
1. На территории ДОУ создана экологическая тропа, которая обеспечивает усвоение детьми знаний о разнообразии растений ближайшего окружения.
2. У детей сформированы элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязи, сформированы первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
3. Повысился уровень знаний, экологической компетентности родителей в результате использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Проведены родительские собрания в форме КВН, круглых столов, тренингов, игр-путешествий и т. д. Педагогами разработаны циклы консультаций и рекомендаций, буклеты, анкеты, памятки для родителей. Родители принимали активное участие в создании и оформлении «Экологической тропы ДОУ».
4. Педагоги ДОУ эффективно используют проектный метод в системе экологического образования дошкольников. В процессе работы над проектом «Экологическая тропа ДОУ» были разработаны мини – проекты : «Огород «Витаминная полянка», «Зеленая аптека», «Кустарники», «Клумба радости», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Злаки (зерновые культурные растения)», «Роза – королева цветов», «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?», «Рябиновая аллея», «Ягодник», «Эти удивительные муравьи».
5. Разработана система циклов наблюдений за растительным миром на экологической тропе в разные сезоны.
6. Участие педагогов в международных конкурсах экологического содержания.
7. Создано программно-методическое сопровождение образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников ДОУ:
-ИКТ – инструментарий: «Удивительное дерево – рябина», «Чудо – дерево Береза», «Дуб», «Ель», «Липа – медовое дерево», «Запрещающие знаки для детей по экологии», «Красная книга Алтайского края» (растения и животные, «Экологические игры», «Литература по экологии для воспитателей»;
-картотеки: «Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста» (живой и неживой природы, «Картотека психологических игр по экологии», «Картотека по экологическому воспитанию в стихах»;
-разработаны разнообразные конспекты НОД;
8. Создан Электронный образовательный ресурс: «Ядовитые растения» (Microsoft Word https://yadi.sk/i/5Z5PKyAqsh2v6 Microsoft PowerPoint https://yadi.sk/i/iyBJWwD7sh3NV, «Деревья – целители» (Microsoft Word https://yadi.sk/i/w9eGIlIxsYZAA; Microsoft PowerPoint https://yadi.sk/i/1v57XuaVsh5Rj, «Аптека под ногами» (Microsoft Word https://yadi.sk/i/Lx-1eBsvscjYL Microsoft PowerPoint https://yadi.sk/i/b9uzgOQjscjyB).