Получи документы

Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ»

Шелкова Лариса
Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект на тему :

«Экологическая тропа ДОУ»

Проект долгосрочный : 3 года

Участники проекта : дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.

Вид проекта : познавательно – исследовательский

Направление: познавательное развитие

Идея проекта :

Публикация «Долгосрочный проект „Экологическая тропа ДОУ“» размещена в разделах

Особую значимость в становлении бережного отношения к природе человек приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис личностной культуры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.)

Руководствуясь важными документами, как «Указ президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», законом РФ «Об охране окружающей природной среды», законом «Об образовании в Российской Федерации», опираясь на основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на Образовательную программу ДОУ мы пришли к выводу, что одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.

Основой экологического сознания являются экологические знания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Экологическая тропа, организованная на территории ДОУ, позволяет наглядно познакомиться детям с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований и научиться ответственному поведению в природе. Экологическая тропа может использоваться во все времена года.

Цель проекта :

1. Создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием проектов

2. Внедрение в работу новых инновационных технологий, отвечающих требованиям ФГОС, повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1. Обогащать и систематизировать экологические представления дошкольников средствами экологической тропы.

2. Познакомить детей с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

3. Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы.

4. Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы.

5. Формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором ты живешь.

6. Осуществлять трудовое воспитание детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

7. Способствовать профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания экологоразвивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

8. Повышать экологическое просвещение родителей, используя различные формы работы.

Принципы реализации проекта :

- Принцип природосообразности предполагает организацию педагогического

процесса с законами природы, её ритмами, циклами.

- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем путём повышения активности и инициативы ребёнка.

- Принципы краеведения (изучение природы Алтайского края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.

- Принцип научности и доступности понятий, естественно - научные знания формируются по схеме «представленные понятия – знания», таким образом, обеспечивается преемственность знаний и углубление их содержания.

- Принцип «спирали» (повторение изученного материала, учась применять более сложные приёмы и методы исследования).

- Принципы интеграции познавательных областей позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

- Принцип учета возрастных особенностей, позволяет усложнять материал «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний ручных навыков усложняется и содержание деятельности.

- Принцип развития личностных качеств ребёнка направлен на формирование позитивного, гуманного отношения к окружающей природе, воспитание гражданина, понимающего связи человечества со всем окружающем миром.

Реализация проекта и его программно – методическое обеспечение:

Для реализации проекта были разработаны тематический и перспективные планы «Экологическая тропа ДОУ» на основе программы «От рождения до школы Вераксы, Н. Н. Николаевой парциальной программы «Юный эколог», О. А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду», Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» с учётом «Основной образовательной программы ДОУ».

Тематический и перспективные планы предназначены для повышения уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, для формирования устойчивого интереса к объектам живой и неживой природы, для формирования у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия.

Этапы реализации проекта :

I этап – аналитический (май – август)

Цель этапа: Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа ДОУ».

Содержание работы:

- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию.

- Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.

- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

- Разработка маршрута, карты-схемы и паспорта экологической тропы.

II этап - организационный (2016-2017 учебный год)

Цель этапа: планирование и прогнозирование содержания работы проекта «Экологическая тропа ДОУ».

- Разработка минипроектов :

-«Зелёная аптека»

- «Огород «Витаминная полянка»

- «Цветник», «Розарий», «Уголок леса»

- «Метеостанция», опытно-экспериментальная лаборатория

- «Птичья столовая», «Зимующие птицы»

- «Деревья и кустарники»

- «Полянка насекомых»

- Центр «Уголок поля»

- Экологический музей «Насекомые»

- Красная книга Алтайского края (животные, лекарственные растения)

- Разработка конспектов НОД, сценариев праздников

- Разработка и оформление дидактических игр с экологическим содержанием.

III этап – практическая деятельность (2017 – 2018 учебный год)

Цель этапа: Реализация работы по маршруту экологической тропы

Содержание работы:

- Проведение занятий

- Проведение акций «Спасём ёлочку», «Накормим птиц зимой», «День земли»

- Проведение уроков доброты

- Оформление музея: «Насекомые»

- Создание презентаций, слайд – шоу

- Проведение недели экологического творчества, экологических праздников «Праздник леса», «Мусоршоу», фестивалей

- Оформление экологических игр (дидактических, имитационных, игры моделирования экосистем, игры путешествия)

- Оформление клуба исследователей природы, лаборатории юного эколога

- Ведение «Панорамы добрых дел»

- Изготовление гербариев «Цветы», «Листья»

IV этап – итоговый, диагностический (май 2018)

Цель этапа: Анализ результативности выполнения поставленных задач

- Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы Разработка рекомендаций по работе с родителями

- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов

Формы взаимодействия с детьми:

- Познавательные экологические беседы

- Наблюдения за объектами природы

- Экскурсии по экологической тропе

- Экологические праздники и развлечения

- Презентации, слайд-шоу

- Просмотр видеотеки

- Опытно - экспериментальная деятельность с объектами природы

- Экологические игры (дидактические имитационные)

- Игры – моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия

- Экологические акции

- Экологические выставки детского творчества на основе впечатлений от природы

- Экологические конкурсы, викторины, КВН

- Трудовой десант, труд в природе

- «Уроки доброты», «Уроки мышления»

- Клуб исследователей природы

- Экологический музей «Насекомые»

Использование разнообразных методов и приемов:

- наглядные

- словесные

- практические

- игровые

- проблемные ситуации

- ситуации общения

- экспериментирование

- эвристические беседы

- ведение календарей природы

- ведение «Панорамы добрых дел»

- экологические тренинги

Работа с педагогами:

- Педагогические советы

- Консультации

- Презентации, слайд – шоу

- Семинары-практикумы

- Анкетирование

- Педагогическая ярмарка

- Деловые игры

- Разработка проектов

- Выставки методической и художественной литературы об экологическом воспитании детей

-Банк инновационных идей

- Клуб психологического здоровья педагогов

- Экскурсии в зоопарк, лес, парк.

Работа с родителями:

- Родительские собрания

- Взросло – детские проекты

- Субботники по благоустройству территории ДОУ

- Участие в совместных экологических акциях, развлечениях, праздниках

- Участие в конкурсах экологического содержания

- Оформление фотовыставок, презентаций

- Анкетирование

- Консультации

- Родительские клубы по интересам

- Детско-родительские гостиные

Образовательное пространство:

Реализация задач по экологическому воспитанию дошкольников возможна при условии адекватного образовательного пространства.

В образовательном пространстве ДОУ № 193 входят:

- гимназия №42

- филиал городской библиотеки №1

- центр развития творчества детей и молодежи Железнодорожного района

г. Барнаула

- парк развлечений «Барнаульская крепость»

- бульвар защитников Сталинграда

При разработке и реализации проекта немаловажным является длительное и тесное сотрудничество ДОУ №193 с образовательными заведениями высшего и профессионального образования АлтГПУ, АНОО ДПО «Дом учителя»,

БГП (К) №1, АКИПКРО, парки, музеи, зоопарк г. Барнаула для реализации проекта также включены в образовательное пространство.

Развивающая среда ДОУ для реализации проекта :

- Методический центр (подбор методической и дидактической литературы)

- Использование ИКТ

- Экологическая тропа ДОУ и её центры

- Центр лекарственных трав «Зелёная аптека»

- Огород «Витаминная полянка»

- «Уголок леса»

- «Цветник»,

- «Розарий»,

- Полянка насекомых «Жужжащий мир»

- «Муравейник»

- «Метеостанция»

- Центр «Уголок поля»

- Уголки природы в группах

- Комнатные растения

- «Огород на окне»

- Опытно-экспериментальная лаборатория

- «Панорама добрых дел»

- «Календарь природы»

- Экологический музей «Насекомые»

- «Центр здоровья» на территории ДОУ «Тропинка здоровья»

- Центр творчества

- Выставки, фотовыставки (в холле детского сада)

- Уголок Алтайского края (информация о природе Алтая)

- Красная книга Алтайского края (животные, лекарственные растения)

Мониторинг результативности работы:

Для оценки уровня знаний детей используются контрольные срезы, для чего мы разработали собственные критерии и диагностические карты.

При оценке эффективности проводимой работы учитывается сформированности следующих компонентов:

-Мотивационного (сформированности положительного отношения к изученному материалу, желание активно познавать)

- Когнитивного (наличие конкретных знаний и представлений)

- Деятельностного (наличие определённых умений и навыков работы в природе, а также в художественно-эстетической деятельности).

Для оценки мотивационного или отношенческого компонента используются такие методы, как беседа, наблюдение, интервьюирование и анкетирование всех участников образовательного процесса.

Для реализации проекта была разработана карта профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.

Результативность:

1. На территории ДОУ создана экологическая тропа, которая обеспечивает усвоение детьми знаний о разнообразии растений ближайшего окружения.

2. У детей сформированы элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязи, сформированы первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

3. Повысился уровень знаний, экологической компетентности родителей в результате использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Проведены родительские собрания в форме КВН, круглых столов, тренингов, игр-путешествий и т. д. Педагогами разработаны циклы консультаций и рекомендаций, буклеты, анкеты, памятки для родителей. Родители принимали активное участие в создании и оформлении «Экологической тропы ДОУ».

4. Педагоги ДОУ эффективно используют проектный метод в системе экологического образования дошкольников. В процессе работы над проектом «Экологическая тропа ДОУ» были разработаны мини – проекты : «Огород «Витаминная полянка», «Зеленая аптека», «Кустарники», «Клумба радости», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Злаки (зерновые культурные растения)», «Роза – королева цветов», «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?», «Рябиновая аллея», «Ягодник», «Эти удивительные муравьи».

5. Разработана система циклов наблюдений за растительным миром на экологической тропе в разные сезоны.

6. Участие педагогов в международных конкурсах экологического содержания.

7. Создано программно-методическое сопровождение образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников ДОУ:

-ИКТ – инструментарий: «Удивительное дерево – рябина», «Чудо – дерево Береза», «Дуб», «Ель», «Липа – медовое дерево», «Запрещающие знаки для детей по экологии», «Красная книга Алтайского края» (растения и животные, «Экологические игры», «Литература по экологии для воспитателей»;

-картотеки: «Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста» (живой и неживой природы, «Картотека психологических игр по экологии», «Картотека по экологическому воспитанию в стихах»;

-разработаны разнообразные конспекты НОД;

8. Создан Электронный образовательный ресурс: «Ядовитые растения» (Microsoft Word https://yadi.sk/i/5Z5PKyAqsh2v6 Microsoft PowerPoint https://yadi.sk/i/iyBJWwD7sh3NV, «Деревья – целители» (Microsoft Word https://yadi.sk/i/w9eGIlIxsYZAA; Microsoft PowerPoint https://yadi.sk/i/1v57XuaVsh5Rj, «Аптека под ногами» (Microsoft Word https://yadi.sk/i/Lx-1eBsvscjYL Microsoft PowerPoint https://yadi.sk/i/b9uzgOQjscjyB).

Публикации по теме:

Планирование развлечения «Экологическая тропа в ДОУ» Экологическая тропа в ДОУ В наши дни экологическое воспитание подрастающего поколения – актуальная проблема. Чтобы сберечь Землю, надо.

Круглый стол «Экологическая тропа» 2 слайд Экологическая тропа – обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения.

Презентация «Проект по экологии «Экологическая тропа» Актуальность Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный.

Проект «Экологическая тропа» «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Кудряшова Вероника Аркадьевна.

Проект «Экологическая тропа» в подготовительной группе Тема проекта: «Экологическая тропинка» (подготовительная группа «Подсолнушки») Разработали: Пузакова Л. Н. Торопина Т. А. МБДОУ № 56 2017.

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа» Этапы реализации проекта: В начале работы я определилась с целью и поставила задачи. Цель: Создание благоприятных условий на территории.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Экологическая.

Экологическая тропа в ДОУЭкологическая тропа в ДОУ «Услышать, увидеть, понять и сберечь» - эта фраза может стать девизом экологического воспитания дошкольника. Влияние окружающего мира.

Экологическая тропа в ДОУ Экологическая тропа в ДОУ Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный.

Экологический проект «Экологическая тропа» Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 06:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Шелкова Лариса (УИ 1448418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД