Алена Маслова
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна родина.
Охранять природу – значит охранять родину»
М. Пришвин
Актуальность
Дошкольный период чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. Именно в этот период происходит физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экотропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Проблема: роль экологической тропы в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель: побудить у детей желание любить, беречь и охранять природу через общение с ней.
Задачи:
4. Формирование системы экологических знаний и представлений.
5. Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её).
6. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Место проведения: территория детского сада.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Возраст детей: постоянно, начиная с младшей группы детского сада.
Участники проекта : ребёнок, родитель, педагог.
Оснащённая эколого-развивающая среда позволяет работать с целыми группами детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и представляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших детей на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Методики и технологии:
- на основе интегрированного подхода;
- наблюдения, исследования, проектирование.
Этапы создания и оформления экотропы.
I. Подготовительный.
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Изучение литературы по теме.
II. Основной.
1) Составление карто-схемы тропы с нанесением маршрута и всех объектов: общая, которая будет находиться в наглядно-информационном центре, и схемы в группах с учётом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропы.
2) Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного героя (например, Маша и Медведь).
3) Составление паспорта всех точек (станций) экологической тропы.
4) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую станцию.
III. Рефлексивный.
1) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой станции.
Формы и методы работы на экологической тропе :
- наблюдения во время прогулок;
- экологические беседы;
- экологические целенаправленные экскурсии;
- экологические конкурсы;
- экологические кружки;
- экологические акции;
- экологические исследовательские работы;
- экологические проекты;
- экологические праздники;
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, игры-соревнования);
- инсценировки и театрализации;
- коллекционирование;
- ведение фенологических наблюдений;
- составление экологических карт;
- лаборатория юного эколога;
- зелёный патруль;
- трудовой десант;
- КВН, викторины, кроссворды, ребусы.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Улучшится состояние психического здоровья детей (взаимодействие ребёнка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей).
Повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Оформление результатов проекта
4. Оформление книжки-раскладушки (альбома) «Люблю тебя, мой край родной!»
5. Выставки поделок из природного материала «Вторая жизнь».
6. Презентация (слайд-шоу) «Экологическая тропа».
Литература
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008.
2. Грехова, Л. И. В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002.
3. Елкина, Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, «Академия развития», 1997.
4. Захлебный, А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). //Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.