Алла Вронская
Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа»
ПРОЕКТ
Мы в любое время года
Ходим тропами природы.
Любим природу мы изучать.
Будем очень много знать.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Продолжительность: 3 месяца (июнь-август)
Актуальность
«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Создание экологической тропы на территории центра способствует повышению экологической культуры дошкольников.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека.
Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи – формирование экологической культуры человека.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель проекта:
Развитие экологической воспитанности, бережного отношения к природе у дошкольников.
Развитие наблюдательности, познавательной активности при работе на экологической тропе.
Воспитание трудолюбия.
Задачи проекта:
- Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
- Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Этапы создания и оформления экологической тропы:
1. Детальное обследование территории детского центра.
2. Выделение наиболее интересных объектов природы.
3. Составление карто-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
4. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа. (Это я – седой старик, Называюсь Лесовик. Тропу я эту сторожу, За порядком здесь слежу).
5. Составление паспорта всех точек тропинки. (Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация).
6. Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждый объект.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- экологические конкурсы;
- трудовой десант;
- тематические недели и дни;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
-ведение календарей природы;
- чтение художественной литературы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические праздники;
- экологические игры /дидакт-кие, сорев-ые; игры-путешествия / - -экологические сказки; (инсценировки, театрализации);
- путешествие по экологической тропе.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
-субботники по облагораживанию территории центра;
- участие в конкурсах;
- изготовление поделок, открыток, плакатов;
- участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
- фотовыставки;
- изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки); - выпуск экологической газеты;
- анкетирование;
-индивидуальная работа: консультации, беседы.
Объекты экологической тропы:
1. Клумба «Чайная пара»
2. Дорожка здоровья «Змея»
3. Береза со скворечником
4. Клумба цветочная
5. Куст сирени
6. Гнездо на сосне
7. Шиповник
8. Сосновый бор
9. Клен
10. Березы на полянке
11. Акация
Ожидаемый результат:
Дети получат систему экологических знаний, разносторонне и достоверно отражающих различные природные явления. У детей повысится уровень познавательной и речевой активности; позитивный эмоциональный настрой, сформируется необходимость бережного отношения к природе. Родители активно принимают участие в мероприятиях проекта.