Людмила Галкина
Проект «Экологическая тропа», как один из методов экологического воспитания дошкольников с нарушенным слухом
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа», как один из методов
экологического воспитания дошкольников с нарушенным слухом
в проектно-исследовательской деятельности.
Темочки:
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю»
В. А. Сухомлинский.
Первым этапом системы экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Экологическая культура - часть экологического образования и важная часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, в быту. Воспитывая ребенка, экологически ориентированного, мы прививаем ему элементы экологической культуры общества.
Экологическая культура включает в себя: экологическое сознание и чувства, экологическая деятельность и поведение, экологическое отношение к природе.
На этапе дошкольного детства уже складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В этот период формируются первоосновы его экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Цель экологического воспитания детей с нарушенным слухом – сформировать целостные представления об объектах живой и неживой природы, о взаимодействии человека и природы, заложить основы экологического сознания.
Задачами экологического воспитания являются :
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
• формирование знаний о природе и о воздействии на неё человека;
• воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
• вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
• формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе, воспитание любви к природе родного края, заботливого к ней отношения;
• знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Специфика естественнонаучной подготовки детей с нарушениями слуха определяется не только процессом овладения знаниями, но и необходимостью развития их познавательных способностей. Характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Как одним из методов формирования экологической культуры является практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологический проект дает возможность решать поставленные задач в процессе исследования.
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дети получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции (озеро, луг, элементы сада, огорода и леса). В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов, педагоги стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится рассматривание отдельных объектов: дерево, цветок, травка, и др. Важно вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на соприкосновение с природой.
В среднем дошкольном возрасте дети не только рассматривают объекты природы, но и соотносят их с местом произрастания (смородина растет в саду, а ёлка в лесу и др., проводится полив растений, сбор природного материала, наблюдения за ростом и созреванием плодов.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется экспериментированию в разное время года: эксперименты с водой, льдом и снегом; «выращивание смородины из черенка»; «почему нужно поливать растения»; «тонет – плавает»; «звуки природы»; «как появляются листья» и др. Это позволяет развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи, понимать скрытый смысл природных явлений. Это очень трудно даётся детям с нарушенным слухом. Дети учатся правильно вести себя в природе, формируется позиция созидателя.
Для слабослышащего ребёнка важным компонентом развития является слуховое восприятие речи и звуков окружающего мира. На протяжении всего дошкольного детства занятия на экологической тропе позволяют знакомить детей со звуками природы (шум ветра, крики разных птиц, звуки насекомых и др.)
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной и продуктивной деятельности.
В дошкольном отделении школы интерната для детей с нарушенным слухом ведётся коррекционная работа учителями – дефектологами. Они осуществляют коррекцию слухового восприятия, речи и познавательного развития детей.
Тесная преемственность в работе воспитателей и дефектолога на экологической тропе позволяет добиться лучших результатов познавательного, сенсорного и эмоционального развития детей. В результате занятий с использованием экологической тропы, у детей развиваются память, речь, мышление. А в тоже время, теоретические знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Важным моментом осуществления данного проекта является вовлечение родителей. Они не только оказывают помощь в оформлении экологической тропы, но и являются участниками образовательного процесса. Работа с родителями включает в себя следующие мероприятия:
- совместная творческая деятельность с ребенком «Осенняя сказка»;
- создание гербария «Что растет рядом с нами?»;
- конкурс «Наша кормушка»;
- участие родителей в подкормке птиц;
- конкурс «Снежная мастерская»;
- участие родителей в выращивании рассады для клумб и мини – огорода;
- викторина «Друзья природы».
Задача педагогов подвести родителей к пониманию их личной ответственности в формировании у детей экологического сознания, побуждать их к личному примеру и трансляции правильного поведения в природе, обогащение их личного жизненного опыта через наглядно-практическую деятельность с ребенком:
- знакомство с различными предметами и явлениями природы;
- деятельность по защите природной среды (подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);
- деятельность по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение близлежащих территорий);
- пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с детьми);
- деятельность по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Опыт показал, что дети с удовольствием участвуют в данной проектной деятельности, усваивают комплекс экологических знаний и показывают хорошие результаты всестороннего развития.
Список используемой литературы:
1. Петров В. В. Растительны мир нашей родины. / В. В. Петров. Н. Новгород,2005. – 62 с.
2. Рыжова Н. Деревья – наши друзья. / Н. Рыжова. М. :Просвещение, 2000.-122с.
3. Нуждина Т. Н. Энциклопедия для малышей Чудо-всюду. / Т. Н. Нуждина. СПб. : Нева, М. : Олма-Пресс, 2000. – 213 с.
4. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. / Е. А. Алябьева. М. : Просвещение, 2006.-125с.
5. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. / Т. М. Бондаренко. М. : Асар, 2003. – 47 с.
6. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. М. : Просвещение, 2004.-100с.
7. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. / М. Д. Миханева. М. : Вако, 2006. – 141 с.