Татьяна Широкова
Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе реализации данного проекта интегрирована коррекционно-развивающая работа логопеда и комплекс мероприятий по формированию экологической культуры у дошкольников с системными нарушениями речи в летний период.
Цель проекта :
Формирование системы экологических знаний и представлений у детей с речевыми нарушениями различной этиологии.
Задачи:
1. Совершенствовать умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами в соответствии с правилами безопасности.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“ в группе для детей с системными нарушениями речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы.
4. Воспитывать любовь к природе родного края, расширять кругозор.
5. Совершенствовать понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.
6. Формировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
7. Развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах
8. Развивать сенсорные качества каждого ребенка;
9. Вызвать у детей интерес к речевой деятельности.
10. Формировать правильное звукопроизношение и словопроизношение:
• Воспитывать орфоэпически правильную речь, т. е. умение говорить согласно нормам литературного произношения.
• Формировать навыки умелого использования интонационных средств выразительности речи, т. е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
• Воспитывать культуру речевого общения как части речевого этикета.
• Контролировать собственные речевые высказывания.
Аннотация проекта :
Экологическая тропа, как уникальный способ формирования экологических представлений, стала неотъемлемой частью всех дошкольных учреждений.
Сопоставив содержание логопедических занятий по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий, я обнаружила множество точек соприкосновения в их специфике с тематикой занятий цикла «Экологическая тропа».
Об эффективном воздействии природной среды на речевое развитие детей дошкольного возраста указывается в трудах многих педагогов и теоретиков дошкольного образования.
• Я. А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития речи, ума, воли и чувств»;
• К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.
• " Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность"- так считает Рыжова В. А.
В связи с этим, коррекционно-развивающая работа по использованию возможностей природно-развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи, в летний период проходит по маршруту экологической тропы на свежем воздухе.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Экологическая тропа включает в себя интересные места для наблюдений на территории ДОУ. Есть карта, маршрут, экологический паспорт, перспективный план наблюдений и экскурсий на экотропе. Созданы следующие объекты:
• игровые площадки;
• спортивная площадка;
•центр творчества «Палитра»- созданы условия для организации театрализованной деятельности, концертов, конкурсов.
• поляна сказок – созданы условия для рассказывания и инсценировки сказок, игр на разные темы.
• игротека;
• птичья столовая- созданы условия для подкормки птиц.
• автогородок - созданы условия для игр с транспортными средствами
• зона воды (фонтан) - созданы условия для игр с водой
• огород (овощной, фитоуголок) – созданы условия для выращивания овощных, ягодных и плодовых культур.
• цветник «разноцветный островок»;
• «альпийская горка»
• «зеленая аптека»
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный.
На данном этапе идет изучение методической литературы, составление планов занятий по маршруту экологической тропы, подбор речевого материала для проведения логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики, автоматизации и дифференциации проблемных звуков, стихов для инсценировок в соответствии с тематикой занятий, ознакомление с произведениями художественной литературы; а так же подготовка объектов экологической тропы к летнему оздоровительному сезону (ремонт построек, изготовление новых интересных поделок с привлечением родителей, высаживание рассады на огороде и цветов в цветниках)
II Основной
Этап практической реализации поставленных задач по намеченному перспективному плану:
Название цикла Цель Объекты наблюдения
«Краски лета» -закрепить знание основных летних примет и летних месяцев
-развивать наблюдательность, способность видеть прекрасное в окружающей действительности
-ознакомительная экскурсия по экологической тропе
«Деревья и кусты» - закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
-систематизировать представления о лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение - дуб;
- тополь;
-береза
-липа
-акация
- жасмин;
-сирень;
.
«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым цветам, закрепить их название,
-учить находить у растений стебель, цветок, листья;
- воспитывать чувство прекрасного. - одуванчики.
«Огород» -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию овощных культур. - огородные грядки;
-семена, рассада, плоды овощных культур.
«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия
- многолетние и однолетние цветущие растения
«Насекомые» -расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и назначении насекомых
-учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;
-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Объекты экологической тропы
«Альпийская горка» -формировать представления
об «альпийской горке»,
как разновидности цветника;
-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»
(сочетание объектов живой и неживой природы). -«Альпийская горка»
(цветущие и вьющиеся
растения)
«Зеленая
аптека» - расширить и закрепить знания
детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. -цветущие растения и травы
«Царство удивительных пеньков» - предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность второй второй жизни старых вещей -пеньки
«Песчаные прииски царя Гвидона» -дифференциация понятий «живая и неживая природа»
-изучение свойств песка, воды и глины -игровая площадка
«Наш общий дом-сохраним чистоту в нем» - Развивать чувство эмпатии к объектам природы
-воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, любовь к родному краю, уважение к труду людей
-поляна сказок
Итоговое занятие Экологическая викторина
«Знатоки природы» Обобщать полученные знания о живой и неживой природе;
- Развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, потребность проявлять заботу о растительном и животном мире.
-Формировать познавательные умения: умения задавать вопросы, доказывать, рассуждать, иметь целостное представление о природном сообществе;
-Актуализировать представление о растениях и насекомых, внешнем облике и образе жизни растений и насекомых на участке.
Формировать представления о развитии корневой системы растений.
- развивать представление о том, как растения переносят суровые условия зимы воспитывать бережное отношение к природе. -центр «Палитра»
Вся идея данного экологического проекта была направлена на решение основной цели работы в группе для детей с ОНР – это комплексная подготовка детей к школе. Были учтены специфика и направленность работы в логопедической группе, а также принцип интеграции образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.
Формы и методы работы на экологической тропинке :
• экологические беседы;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические конкурсы;
• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• зелёный патруль;
• клуб исследователей природы;
• лаборатория юного эколога;
• составление экологических карт;
• коллекционирование;
• экологические праздники и фестивали;
• экологические игры : (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) ;
• экологические сказки;
• экологические тренинги;
• инсценировки, театрализации
В реализации проекта активное участие принимали родители. Одна из главных задач- помощь детям в поиске и сборе информации. Были представлены поделки из природного материала, оформление фотогазеты, выставка рисунков детей и родителей.
Накопленная детьми информация, помогала им в составлении рассказов и выстраивании логических цепочек, понимания, что все живые существа приспособлены к совместному существованию и у каждого уникальная роль.
III Итоговый этап
Предусматривает анализ результативности работы, проделанной за летний оздоровительный период по проекту, корректировку планов на следующий год.
Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Реализуя возможности экологической тропинки в коррекционно-развивающей работе, достигнуты следующие результаты:
• Увеличился словарный запас, появились связные высказывания, правильность звукопроизношения, связность изложения, умение составлять предложения, навык пересказа небольшого текста.
• Желание и умение детей правильно разговаривать в соответствии с языковыми литературными нормами.
• Развитие у детей речевой моторики.
• Умение детей пользоваться разнообразными средствами выразительности, изменять в зависимости от содержания высказывания высоту, силу голоса, темп и ритм речи, контролировать собственные речевые высказывания.
Вывод.
Опыт реализации проекта «Экологическая тропа» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование активной жизненной позиции.