Папки-передвижки

Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи

Татьяна Широкова
Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

В ходе реализации данного проекта интегрирована коррекционно-развивающая работа логопеда и комплекс мероприятий по формированию экологической культуры у дошкольников с системными нарушениями речи в летний период.

Цель проекта :

Формирование системы экологических знаний и представлений у детей с речевыми нарушениями различной этиологии.

Задачи:

1. Совершенствовать умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами в соответствии с правилами безопасности.

Публикация «Проект „Экологическая тропа“ в группе для детей с системными нарушениями речи» размещена в разделах

3. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы.

4. Воспитывать любовь к природе родного края, расширять кругозор.

5. Совершенствовать понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.

6. Формировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

7. Развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах

8. Развивать сенсорные качества каждого ребенка;

9. Вызвать у детей интерес к речевой деятельности.

10. Формировать правильное звукопроизношение и словопроизношение:

• Воспитывать орфоэпически правильную речь, т. е. умение говорить согласно нормам литературного произношения.

• Формировать навыки умелого использования интонационных средств выразительности речи, т. е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

• Воспитывать культуру речевого общения как части речевого этикета.

• Контролировать собственные речевые высказывания.

Аннотация проекта :

Экологическая тропа, как уникальный способ формирования экологических представлений, стала неотъемлемой частью всех дошкольных учреждений.

Сопоставив содержание логопедических занятий по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий, я обнаружила множество точек соприкосновения в их специфике с тематикой занятий цикла «Экологическая тропа».

Об эффективном воздействии природной среды на речевое развитие детей дошкольного возраста указывается в трудах многих педагогов и теоретиков дошкольного образования.

• Я. А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития речи, ума, воли и чувств»;

• К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.

• " Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность"- так считает Рыжова В. А.

В связи с этим, коррекционно-развивающая работа по использованию возможностей природно-развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи, в летний период проходит по маршруту экологической тропы на свежем воздухе.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Экологическая тропа включает в себя интересные места для наблюдений на территории ДОУ. Есть карта, маршрут, экологический паспорт, перспективный план наблюдений и экскурсий на экотропе. Созданы следующие объекты:

• игровые площадки;

• спортивная площадка;

•центр творчества «Палитра»- созданы условия для организации театрализованной деятельности, концертов, конкурсов.

• поляна сказок – созданы условия для рассказывания и инсценировки сказок, игр на разные темы.

• игротека;

• птичья столовая- созданы условия для подкормки птиц.

• автогородок - созданы условия для игр с транспортными средствами

• зона воды (фонтан) - созданы условия для игр с водой

• огород (овощной, фитоуголок) – созданы условия для выращивания овощных, ягодных и плодовых культур.

• цветник «разноцветный островок»;

«альпийская горка»

«зеленая аптека»

Этапы реализации проекта :

I Подготовительный.

На данном этапе идет изучение методической литературы, составление планов занятий по маршруту экологической тропы, подбор речевого материала для проведения логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики, автоматизации и дифференциации проблемных звуков, стихов для инсценировок в соответствии с тематикой занятий, ознакомление с произведениями художественной литературы; а так же подготовка объектов экологической тропы к летнему оздоровительному сезону (ремонт построек, изготовление новых интересных поделок с привлечением родителей, высаживание рассады на огороде и цветов в цветниках)

II Основной

Этап практической реализации поставленных задач по намеченному перспективному плану:

Название цикла Цель Объекты наблюдения

«Краски лета» -закрепить знание основных летних примет и летних месяцев

-развивать наблюдательность, способность видеть прекрасное в окружающей действительности

-ознакомительная экскурсия по экологической тропе

«Деревья и кусты» - закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение - дуб;

- тополь;

-береза

-липа

-акация

- жасмин;

-сирень;

.

«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым цветам, закрепить их название,

-учить находить у растений стебель, цветок, листья;

- воспитывать чувство прекрасного. - одуванчики.

«Огород» -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур. - огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.

«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия

- многолетние и однолетние цветущие растения

«Насекомые» -расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и назначении насекомых

-учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;

-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Объекты экологической тропы

«Альпийская горка» -формировать представления

об «альпийской горке»,

как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и неживой природы). -«Альпийская горка»

(цветущие и вьющиеся

растения)

«Зеленая

аптека» - расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. -цветущие растения и травы

«Царство удивительных пеньков» - предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность второй второй жизни старых вещей -пеньки

«Песчаные прииски царя Гвидона» -дифференциация понятий «живая и неживая природа»

-изучение свойств песка, воды и глины -игровая площадка

«Наш общий дом-сохраним чистоту в нем» - Развивать чувство эмпатии к объектам природы

-воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, любовь к родному краю, уважение к труду людей

-поляна сказок

Итоговое занятие Экологическая викторина

«Знатоки природы» Обобщать полученные знания о живой и неживой природе;

- Развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, потребность проявлять заботу о растительном и животном мире.

-Формировать познавательные умения: умения задавать вопросы, доказывать, рассуждать, иметь целостное представление о природном сообществе;

-Актуализировать представление о растениях и насекомых, внешнем облике и образе жизни растений и насекомых на участке.

Формировать представления о развитии корневой системы растений.

- развивать представление о том, как растения переносят суровые условия зимы воспитывать бережное отношение к природе. -центр «Палитра»

Вся идея данного экологического проекта была направлена на решение основной цели работы в группе для детей с ОНР – это комплексная подготовка детей к школе. Были учтены специфика и направленность работы в логопедической группе, а также принцип интеграции образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.

Формы и методы работы на экологической тропинке :

экологические беседы;

экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

экологические конкурсы;

• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• коллекционирование;

экологические праздники и фестивали;

экологические игры : (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) ;

экологические сказки;

экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации

В реализации проекта активное участие принимали родители. Одна из главных задач- помощь детям в поиске и сборе информации. Были представлены поделки из природного материала, оформление фотогазеты, выставка рисунков детей и родителей.

Накопленная детьми информация, помогала им в составлении рассказов и выстраивании логических цепочек, понимания, что все живые существа приспособлены к совместному существованию и у каждого уникальная роль.

III Итоговый этап

Предусматривает анализ результативности работы, проделанной за летний оздоровительный период по проекту, корректировку планов на следующий год.

Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Реализуя возможности экологической тропинки в коррекционно-развивающей работе, достигнуты следующие результаты:

• Увеличился словарный запас, появились связные высказывания, правильность звукопроизношения, связность изложения, умение составлять предложения, навык пересказа небольшого текста.

• Желание и умение детей правильно разговаривать в соответствии с языковыми литературными нормами.

• Развитие у детей речевой моторики.

• Умение детей пользоваться разнообразными средствами выразительности, изменять в зависимости от содержания высказывания высоту, силу голоса, темп и ритм речи, контролировать собственные речевые высказывания.

Вывод.

Опыт реализации проекта «Экологическая тропа» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование активной жизненной позиции.

Публикации по теме:

«Экологическая тропа в разное время года» для детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Экологическая тропа в разное время года» для детей дошкольного возраста. Фотоотчет Борисова Анна В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется больше внимания. Почему эти проблемы.

Презентация «Проект по экологии «Экологическая тропа» Актуальность Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный.

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа» Этапы реализации проекта: В начале работы я определилась с целью и поставила задачи. Цель: Создание благоприятных условий на территории.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа в детском саду» Коняшкина Елена Игоревна «Человек был и всегда остается Сыном природы, и, то, что Роднит.

Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа» ПРОЕКТ «Экологическая тропа»Мы в любое время года Ходим тропами природы. Любим природу мы изучать. Будем очень много знать. Вид проекта:.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Экологическая.

Проект «Зимняя фантазия» для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6–7 летПроект «Зимняя фантазия» для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6–7 лет Тема проекта: «Зимняя фантазия» Сроки реализации: долгосрочный (декабрь – февраль) Возраст детей: группа компенсирующей направленности для.

Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ» Проект на тему: «Экологическая тропа ДОУ» Проект долгосрочный: 3 года Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты.

Экологическая тропа в средней группе Описание точек Природа наш общий друг. Хозяин тропы- Лесовичок Точка 1. Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола.

Экологический проект «Экологическая тропа» Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи
Опубликовано: 30 мая 2018 в 12:32
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Широкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД