Елена Митькина
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа в детском саду»
Коняшкина Елена Игоревна
«Человек был и всегда остается
Сыном природы, и, то, что
Роднит его с природой,
Должно использоваться для его
Приобщения к богатству духовной
Культуре.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу.
.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
С чего мы начинали
Этапы создания и оформления тропы :
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов, макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропы.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Как мы используем экологическую тропу
– Используем в прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Используем в наблюдение за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Знакомим с разными объектами живой природы и показываем ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Строим общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формируем чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формируем умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводим на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Цель:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи:
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Метиостанция
Цель создания этой метеостанции: формировать умение детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Задачи:
Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, флюгером, солнечными часами;
Формировать представления детей о профессии метеоролога, ее значении для окружающих и ее особенностях
Птичий двор
Цель: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам.
Задачи:
1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
3. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.
4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
«На лугу»
Цель.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи.
1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
3. Воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Формировать навыки исследовательской деятельности
Зеленая аптека
Цель : создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
1. Ознакомление и расширение знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
2. Обогащение словаря.
3. Умение проявлять любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю
На ферме бабушки Наташи
Цель.
Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о животных.
Задачи.
1. Воспитательные:
• Воспитывать гуманное отношение к животных, чувство сопереживания;
• Привитие навыков коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.
2. Образовательные:
• Формировать у дошкольников знания об особенностях жизни, внешнего вида и среды обитания домашних животных
• Активизировать словарный запас дошкольников;
• Развитие навыков связной речи;
3. Развивающие:
• Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности;
У ВОДОЕМА
Цель : Ознакомить детей с прудом, и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли, водные растения.
Задачи :
1. Учить детей строить пищевые цепочки, устанавливать простые причинно-следственные связи, отгадывать загадки. Показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.
2. Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе.
3. Развивать память, мышление, зрительное восприятие, познавательный интерес.
4. Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края.
Цветущий сад
Цель: Обобщить и углублять знания детей о разнообразии цветов.
Задачи:
1. Формировать представления детей о садовых цветах.
2. Развивать логическое мышление, связную речь, умение сравнивать.
3. Закрепить знания детей об основных частях цветов.
4. Закрепить умение устанавливать связь между состоянием растений и условиями среды.
5. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, любовь к природе, желание любоваться окружающим миром
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволила работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников