Анастасия Демина
Проект «Экологическая тропа. Шаг в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт
«Экологической тропы. Шаг в будущее»
Цель проекта :
- экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ,создание эколого-развивающей среды.
Основные задачи:
- благоустройство территории с точки зрения создания условий для организации игровой и познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей;
- озеленение почв, мало пригодных для выращивания культурных растений;
Публикация «Проект „Экологическая тропа, Шаг в будущее“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
- привлечение родителей воспитанников ДОУ к благоустройству территории детского сада.
- создание мобильного приложения «Экологическая тропа. Шаг в будущее» на основе QR – кодов.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
1. озеленение территории растениями;
2. оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
3. создание нескольких зон: «Березовая роща», «Наши меньшие друзья», «Красная книга. Лекарственные растения РК», «Научная лаборатория», «Огород», «Пернатые друзья», «Пчелиная пасека. Луг», «Уголок Коми края», «Цветник»
4. Создание мобильного приложения «Экологическая тропа. Шаг в будущее» на основе QR – кодов.
Конечный результат: комплексная инновационная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Реализация проекта рассчитана на 2018-2020 годы.
Проект «Экологическая тропа. Шаг в будущее» предполагает:
- Создание мобильного приложения «Экологическая тропа. Шаг в будущее». С использованием QR – кодов, представленном на официальном сайте МАДОУ «Детский сад №77» -
https://xn--77-6kcpbe8fh.xn--p1ai/page/530
- Создание на территории МАДОУ «Детский сад №77» нескольких функциональных зон:
1. «Огород». Грядки в количестве 3 штук. Дети совместно с воспитателем весной подготавливают землю для посадки разнообразных культур, очищают кусты клубники. Высаживают: бобовые, картофель. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
2. «Березовая роща». Дети находятся на девственной природе, рассматривают деревья (березы, растущие в естественной среде. Воспитателем данная зона не облагораживается. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
3. «Наши меньшие друзья».В этой зоне находится несколько макетов жилищ разных диких животных (лиса, мышь-полевка, бобер) муравейник. В естественной среде дети наблюдают белок, живущих на территории сада. В дальнейшем планируем создать сельский дворик. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
4. «Красная книга. Лекарственные растения РК». Дети рассмотрят несколько видов лекарственных растений, растущих на территории РК (календула, ромашка аптечная, подорожник) а также растение, занесенные в «Красную Книгу РК» - «Венерин башмачок», «Пион розовый», «Золотой корень», «Купальница европейская».В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
5. «Научная лаборатория». В этой зоне находится округлая скамья со столом и мольбертом для отдыха и продуктивной деятельности детей. Рядом расположен стеллаж с разнообразными пособиями для детей. К этой зоне также относится «Метеостанция» (в разработке) : «Солнечные часы», флюгер, компас, демонстрационный материал для определения погоды. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
6. «Пернатые друзья». В данной зоне располагаются скворечники, настоящее гнездо певчих дроздов. В этом году вывелось пять птенцов певчих дроздов, которые поселились в нашем березняке. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
7. «Пчелиная пасека. Луг». В данной зоне расположены макеты «пчелиных домов», сделанные руками человека, а также макеты пчелиных и осиных ульев. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
8. «Уголок Коми края». Данная зона располагается на территории «Научной лаборатории». В ней расположены баннеры с изображением людей в коми костюмах. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
9. «Цветник». В данной зоне представлены разнообразные виды цветов: первоцветы, многолетние, однолетние растения. В мобильном приложении находятся развивающие, наглядные материалы по данной теме.
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда, позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
Созданное нами мобильное приложение, работающее по QR – кодам, помогает внедрить инновационную форму представления информации, наглядных материалов детям, в практику экологического образования детей дошкольного возраста. А также помогает как воспитателям, так и родителям преподнести обучающий и развивающий материал детям в доступной форме, разнообразить данный материал, а также воспользоваться им в любое время и учитывать возрастные особенности детей.
Календарный план работ по созданию и развитию
«Экологической тропы. Шаг в будущее»
на территории МАДОУ «Детский сад №77»
Месяц Вид деятельности Ответственные Сроки
Апрель 2018 Уборка опавшей прошлогодней листвы, мусора, веток с территории «Экологической тропы». Воспитатели групп, родители апрель – май 2018
Посев семян цветов – однолеток. Воспитатели групп апрель – май 2018
«Домашнее задание» родителям и детям: взращивание рассады дома. Родители и дети. апрель – май 2018
Май 2018
Создание макета мобильного приложения «Экологическая тропа. Шаг в будущее» Старший воспитатель май-июнь 2018
Подготовка почвы для высадки растений в зоне «Огород»; очистка клубники и грядок от сорняков; Воспитатели групп Май 2018
Июнь 2018 Высадка рассады цветов, овощей на клумбы и грядки. Воспитатели групп, родители, дети Июнь 2018
Акция родителям и детям «Собери природный материал» Родители, воспитатели, дети Июнь-август 2018
Подбор обучающего и демонстрационного материала для пополнения ППС по экологическому воспитанию детей. Старший воспитатель Июнь- август 2018
Участие в фотовыставке «Белочка, живущая в нашем саду» Родители, воспитатели, дети Июнь- август 2018
Июль 2018 Оформление станций «Экологической тропы» в отсутствие детей (в связи с закрытием сада) Воспитатели, старший воспитатель. Июль 2018
Апробирование электронного приложения «Экологическая тропа. Шаг в будущее» Воспитатели, старший воспитатель. Июль 2018
Август 2018 Торжественное открытие «Экологической тропы» Родители, воспитатели, дети Август 2018
Уход за станциями «Экологической тропы» Родители, воспитатели, дети Август – октябрь 2018
Пополнение ППС «Экологической тропы» силами родителей. Родители, воспитатели, дети Август – октябрь 2018
Подведение итогов фотовыставки «Белочка, живущая в нашем саду» Старший воспитатель, воспитатели Август – сентябрь 2018
Сентябрь Праздник «Сбор урожая» Воспитатели, дети, родители. Сентябрь 2018
Фотовыставки «Осенние чудеса природы» Старший воспитатель, воспитатели, родители, дети. Сентябрь 2018
Перекопка грядок, клумб, укрывание теплолюбивых кустарников. воспитатели, дети. Сентябрь 2018
Октябрь-март Подбор обучающего и демонстрационного материала для пополнения ППС по экологическому воспитанию детей. Старший воспитатель Весь период
Октябрь 2018- январь 2019 Разработка «Экологической тропы. Шаг в будущее» в здании сада.
В период с 2019 по 2020 года Пополнение станций «Экологической тропы. Шаг в будущее» макетами, стендами, табличками с названиями станций, малыми архитектурными формами, кустарниками. Закупка выносного оборудования, дидактического материала. Озеленение территории силами родителей и администрации МАДОУ.
Методическое сопровождение по «Экологической тропе. Шаг в будущее» для педагогов
МАДОУ «Детский сад №77»
Подготовительная к школе группа:
1. Расширять представления детей об объектах экологической тропы на участке детского сада. Формировать желание вести наблюдения в природе. Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, активность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать творчество и инициативу.
Старшая группа:
1. Расширять представления об объектах экологической тропы. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
Средняя группа:
1. Показать объекты экологической тропы. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Младшая группа (3-4 года)
1. Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним.
Вторая группа раннего возраста (2-3 года) :
1. Формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение сними.
Станции «Экологической тропы» Формы и методы работы с детьми Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Вторая группа раннего возраста (2-3 года)
«Пчелиная пасека»
«Луг»
«Деревенский дворик» - рассматривание иллюстраций с домашними животными
-рисование «Клубочек для котенка»
- экскурсия на «Деревенский двор»
- чтение стихотворения Г. Лагздынь «Петушок»
- исполнение песни «Цыплята»
- украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью) - Музыкальный фон (голоса животных)
- заготовки, трафареты с изображением насекомых.
«Огород» - проба овощей (морковь после тепловой обработки)
- рассматривание иллюстраций с изображением овощей, муляжи овощей
- подвижная игра «Зайка беленький сидит»
- лепка моркови
- Ира «Чудесный мешочек»
- Инсценировка сказки «Репка» - Маски героев сказки
- муляжи фруктов и овощей
- Коробочки «ощущений»
- ароматизаторы фруктовые;
«Березовая роща» - рассматривание листиков деревьев
- Игра «Мы – листочки», «Найди такой же лист», «Найди самый большой лист», «Разложи по цвету»
- сбор природного материала - создание коллекции с природным материалом
«Научная лаборатория» - игры с песком, водой.
- Игра «Поймай солнечный зайчик» - зеркала для игр на улице.
- формочки.
«Цветник» - рисование одуванчиков
- Игра «Побежали на травку, убежали с травки»
- Рисование травки - иллюстрации с изображением одуванчиков.
«Пернатые друзья» - наблюдение за птицами, прилетающими на участок
-рисование «Корм для птичек»
-Подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль» Пополнение картотеки подвижных игр на экологическую тематику.
Младшая группа (3-4 года)
«Огород» - Инсценировка сказки «Репка»
- рассматривание муляжей фруктов и овощей
Д. И. «Чудесный мешочек»
-проба овощей и фруктов после термической обработки - Изготовление масок.
- Пополнение картотеки подвижных игр по тематике.
«Цветник» - продуктивная деятельность по теме
- рассматривание комнатных растений - пополнение картотеки ЧХЛ по теме
«Научная лаборатория» - наблюдения в природе
- Игра «Солнышко и дождик»
- рисование «Светит солнышко»
- опыты со снегом, песком, камнями, веточками деревьев, водой, льдом. - Пополнение картотеки опытнической деятельности.
- Пополнение книжного уголка энциклопедиями.
«Пчелиная пасека»
Панорама деревенского двора -ЧХЛ о домашних животных
- игры с игрушками животных
- рассматривание картин домашних животных
- заучивание потешек
- загадки о насекомых
- пополнение картотеки фольклорных произведений по теме.
«Пернатые друзья» - наблюдение за птицами
-кормление птиц
- подвижные игры - пополнение картотеки подвижных игр.
Средняя группа
«Огород» - Серия последовательных картинок (от семени огурца до плодов)
- Проба овощей и фруктов.
- игры на развитие мелкой моторики рук «Коробочка ощущений»
– игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: - Серия последовательных картинок для бесед.
-Создание коробочек «ощущения»
«Пчелиная пасека»
Панорама деревенского двора» - Загадки о насекомых
- Строение насекомых
- Загадки о домашних животных
- Игры «Где чей домик» - Пополнение картотеки загадок.
«Научная лаборатория» - игры-эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.
«Животные» - Предметные игры «Чудесный мешочек», «Кому что», «Кто ест вершки, а кто корешки», «Накорми зверюшек».
- «Зоологическое лото», «Малыши», «Зверюшки на дорожках», «Чей хвост», «куда плывет рыбка», «Кто заблудился»
- Словесные игры «Лесная школа», «Кто, где зимует?», «Лесное радио», 2Узнай животное» Пополнение картотеки игр по теме.
«Цветник» - продуктивная деятельность в нетрадиционной технике
- отгадывание загадок Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
«Березняк» - Сбор листвы для гербария
- Беседа «Что такое березовый сок» - гербарий
Старшая группа
«Огород» -Загадки об овощах и фруктах.
-Д. И. «Узнай на вкус» (сухофрукты)
-Беседа о правильном питании
-Рисование и лепка овощей и фруктов
- Словесная игра «Узнай по описанию» Раскраски по теме.
«Научная лаборатория» - игры с песком
-опытническая деятельность (песок, глина, камни)
-беседы о рабочих специальностях
- строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной. Шишками, камешками. - лупы, увеличительные стекла;
- энциклопедии;
«Цветник» - словесные игры «Что было бы, если…»
- стихотворения о цветах - Иллюстрации с изображением цветов
«Березняк» - Беседа о правилах поведения в лесу
- Отгадывания загадок - Сборник проблемных ситуаций.
«Животные» -Отгадывания загадок.
Подвижные игры природоведческого характера: «Заячий концерт», «Летает – не летает», «Совушка – сова». - картотека игр с элементами ТРИЗ
- видеозаписи с животными
«Пернатые друзья» -Беседа о повадках птиц
-Рисование птиц
- наблюдение за птицами
- рассматривание иллюстраций - аудиозаписи с голосами птиц
Подготовительная к школе группа
«Огород» - Беседа по сюжетным картинам «Что сначала, что потом»
- Игра «Дары осени»
Продуктивная деятельность
- «Огород на окне»
- создание календаря погоды, огорода на окне.
«Научная лаборатория» -Поисковая деятельность «Что человек «одолжил» у природы?» (птица-самолет)
-Беседа «Профессии важные для экологии»
-«Солнечные часы»
Отгадывание загадок
-Слушание звуков дождя,
-Беседа «Дождь»
-Рисование на песке созвездий
- Беседа «Небо и облака»
-Беседа «Радуга»
-ЧХЛ
-Беседа «Солнце» - интеллектуальный марафон «Знатоки природы»
«Березняк» -Беседа «О лесе»
-Правила поведения в лесу
- Поход - Наглядности «Что нужно для похода»
- Гербарий.
«Пернатые друзья» - Лото «Пернатые друзья» - Иллюстрации с птицами.
«Цветник» - продуктивная деятельность
- участие в высадке рассады на грядки и клумбы. - серия картин «Что сначала, что потом»
- семена растений.
«Уголок Коми края» - Тематические экскурсии
-Эмоциональные рассказы педагога
-исторические беседы
- чтение произведений литературы, устного народного творчества
- беседы о семье, родном доме
-Развивающие игры «Что не так»
-Игры «На ориентировку»
-Слушание муз. Произведений народных композиторов Коми - Карта РК, сделанная руками детей
- рассказы о любимых уголках РК
- виртуальные экскурсии по районам РК
«Красная книга и лекарственные растения» - «Лесная аптека»
- составление свода правил поведения в лесу.
- Квест игра «Заповедники Коми»
- сбор лекарственных растений - иллюстрации редких растений.
-фото из заповедников Коми
- Презентации по теме
Взаимодействие с родителями по станциям «Экологической тропы»
1. Станция «Огород».
Участие в «Празднике урожая». Помощь с сборе семян бобов, фасоли, гороха. Памятка «Правильное питание». Участие родителей в инсценировки сказки, изготовление костюмов.
2. Станция «Научная лаборатория»
Участие в сборе макулатуры, в конкурсе по созданию игрушек из бросового материала. Консультация: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Участие в акции по сбору бросового материала. Изготовление снегомера. Папка – передвижка «Чем полезны прогулки на воздухе».
3. Станция «Красная книга и лекарственные растения», «Уголок Коми края»
Участие в квесте – игре «Заповедники Коми края», помощь в озеленении уголка лекарственных растений.
4. Станция «Цветник»
Консультации: «Не рвите цветы, не рвите!». Папка – передвижка «Нетрадиционные техники в рисовании». Помощь в озеленении территории сада. Игра по дороге домой «Парашютики».
5. Станция «Пернатые друзья»
Изготовление кормушек и скворечников. Задание: «Послушать пение птиц вместе с детьми».
6. Станция «Березняк»
Помощь в организации похода в лес. Выход совместно с детьми. Создание гербария с осенними листьями. Помощь в посадке кустарников на территории сада.
7. Станция «Животные»
Изготовление масок. Участие в фотовыставке «Белочка, живущая в нашем саду».
8. Станция «Пчелиная пасека», «Луг», «Деревенский дворик».
Помощь в изготовлении макетов животных для «дворика». Изготовление пчелиных ульев для пасеки. Информационный вестник: «Укусы насекомых».