Оксана Федотова
Проект в старшей группе «Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве»
▼ Скачать +Заказ
МДОБУ «ДСКВ №2»
Проект в старшей группе № 9 «Капитошка»
Тема: «Образ и символика растения в русском
декоративно-прикладном искусстве»
Проект разработали и реализовали воспитателями:
Федотова О. Г, Герасимова Э. П.
Музыкальный руководитель: Шикунова Л. А.
г. Всеволожск 2024
Информационно-творческий проект для детей старшей группы
Тема: «Образ и символика растения в русском
Публикация «Проект в старшей группе „Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
декоративно-прикладном искусстве».
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.»
Тип проекта : информационно - творческий;
Продолжительность проекта : среднесрочный;
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта : На всем протяжении существования человеческого общества основной областью художественного творчества являлось декоративно-прикладное искусство. Изначально оно существовало как народное творчество, и не выходило за рамки ремесла, но со временем оформилось в самостоятельную форму искусства. Главным достоинством предметов прикладного искусства является соотношение эстетической и практической сторон, красоты и пользы.
Декоративное искусство направлено на создание красивых вещей, с целостным, эстетически выразительным образом. Красота декоративно-прикладных предметов тесно связана с пользой, но является первостепенной и определяющей. Она несёт в себе не только признаки времени, но и социальные идеи, культурные тенденции. Тема проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, фольклором, устным народным творчеством, и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с народными промыслами, фольклором и устным народным творчеством;
2. Рассмотреть образ растения в народном художественном творчестве;
3. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
5. Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
6. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
7. Развивать навыки художественного творчества детей.
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами, использующими растительный орнамент;
• Подбор произведений фольклора, стихов, пословиц и поговорок, соответствующих теме проекта;
• Создание дидактических игры по теме проекта;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
• Подготовка тематического родительского собрания.
• Посещение воспитанниками образовательного пространства детского сада «Русская изба»
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие;
• Работа с родителями.
Познавательное развитие:
Беседы:
- «Народные промыслы России» (Приложение №1)
- «Семёновская матрёшка»
- «Русская вышивка»
- «Городецкая роспись»
- «Гжель сине-голубое чудо»
- «Печные изразцы»
- «Липа о липе» (Приложение №2)
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Городецкая роспись», «Русская вышивка», «Семёновская матрёшка», «Печные изразцы», «Что из чего сделано»
Речевое развитие:
1. Чтение литературных произведений по теме проекта;
2. Театрализация сказки «Вершки и корешки».
3. Подготовка детьми экскурсии по мини-музею «Народные промыслы».
4. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»;
6. Чтение пословиц и поговорок о растениях.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Роспись Семёновской матрёшки;
3. Аппликация «Русская вышивка»;
4. Пластилинография «Городецкие цветы»;
5. Рисование «Укрась чайный сервиз. Гжель»;
6. Роспись «Павлово-Посадский платок»;
7. Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо-букет для Емелиной печи».
Физическое развитие:
1. Хороводные народные игры, «Платочек», «Гори, гори ясно», «У медведя во бору», «Заря-заряница», «Рушник-поясник», «Вот матрёшечки гуляли».
2. Пальчиковые игры и физкультминутки.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Совместно с детьми нарисовать иллюстрации к сказкам: «Вершки и корешки», «Аленький цветочек», «Чиполино», «Цветик-семицветик».
3. Помочь детям с заучиванием текстов для экскурсии по мини-музею;
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
3. Проведение родительского собрания в формате «Дней открытых дверей».
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта
1. Тема: «Семёновская матрёшка».
Цель: формирование образных представлений об истории возникновения традиционного нижегородского промысла – семеновская матрешка и представлений о нем.
Задачи: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства;
развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и способности детей. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема занятия: «Знакомство с семёновской матрешкой»
- просмотр презентаций «Русская матрешка»
- беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).
-просмотр презентации «Что из чего сделано»
-дидактическая игра «Из чего сделано»
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала
- дидактические игры «Четвёртый лишний», «Собери картинку».
- роспись шаблона «Семёновская матрёшка» (приложение №3)
- организация выставки работ воспитанников
- динамическая игра «Вот матрёшечки гуляли»,
- сюжетно-ролевая игра «Угостим матрёшек чаем»
2. Тема: «Русская вышивка»
Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки.
Задачи: Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художественный вкус
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема занятия: «Знакомство с традиционной русской вышивкой»
- просмотр презентаций «Красивые рушники»
- беседа по теме занятия
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала
- выполнение аппликации «Рушник» (приложение №4)
- разучивание поговорок и пословиц о труде
- организация выставки работ воспитанников
- разучивание подвижной игры «Рушник-поясник»
3. Тема: «Городецкая роспись»
Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.
Задачи: Учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка). Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Развивать самостоятельность и творческую фантазию.
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема занятия: «Городецкая роспись»
-просмотр презентации «Городецкая роспись»
-беседа по теме занятия
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала
- дидактические игры «Выложи узор», «Раскрась по образцу»
- выполнение работы «Городецкие цветы» в нетрадиционной технике- пластилинография. (приложение №5)
-организация выставки работ воспитанников
4. Тема: «Гжель»
Цель: проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
Задачи: продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом; воспитывать самостоятельность и творчество.
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема занятия: «Гжель-сказочная роспись»
- просмотр презентаций «Сине-голубое чудо. Гжель»
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала
- дидактические игры «Собери картинку», «Сложи узор»
- роспись «Укрась чайный сервиз. Гжель» (приложение №6)
- организация выставки работ воспитанников
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»
5. Тема: «Павлово-Посадский платок»
Цель: познакомить с ремеслом Павлово-Посадских мастериц.
Задачи: Расширить представления детей о народно-декоративном искусстве через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки; формировать у детей понятия об особенностях узора; учить проявлять творчество в оформлении работ. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема занятия: «Павлово-Посадский платок»
- просмотр презентации «Павлово-Посадский платок
-рассматривание иллюстраций и наглядного материала
-дидактическая игра «Собери платок»
-разучивание хоровода «Заря-заряница».
-роспись платка (приложение №7)
-разучивание пальчиковой гимнастики «Мы платочки постираем».
- организация выставки работ воспитанников
-разучивание русской народной игры «Платочек»
6. Тема: «Русский изразец»
Цель: учить создавать декоративные цветы пластическими средствами.
Задачи: продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства, совершенствовать технику рельефной лепки, совершенствовать умение работать в коллективе, выполнять общее дело.
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема занятия: «Мастерство народных рук»
- просмотр презентаций «Русский изразец»
- просмотр видео урока по созданию изразцов
- лепка рельефная декоративная (изразцы)
«Чудо-букет для Емелиной печи»
(приложение №8)
- разучивание поговорок и пословиц о растениях
-пересказ с использованием мнемотаблиц сказок «Вершки и корешки» и «Репка»
-театрализация сказки «Вершки и корешки»
-разучивание народной игры «А мы просо сеяли…»
7. Тема: «Мастерство народных рук» (родительское собрание)
Цель: Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
Задачи: сохранение и формирование семейных традиций, воспитание уважительного отношения к труду мастеров.
Совместная деятельность педагога с детьми и родителями
Тема занятия: «Мастерство народных рук»
- просмотр презентаций «Русский изразец»
- просмотр видео урока по созданию изразцов
- изготовление изразцов в технике «эбру»
-дети-экскурсоводы рассказывают об экспонатах мини музея группы
-музыкальная викторина «То берёзка, то рябина…»
-Разучивание народной игры «А мы просо сеяли…»
-чаепитие