Александра Шадрина
Проект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 2–3 лет «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шадрина Александра Александровна
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар Республика Коми.
Проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 2-3 лет
«Волшебная бумага».
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Актуальность.
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 2–3 лет „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель проекта : познакомить детей со свойствами бумаги (мнется, рвется, боиться воды, развитие любознательности.
Задачи проекта :
Образовательные:
• формировать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента совместно с педагогом
• познакомить детей со свойствами бумаги.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Развивающие:
• развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
• развивать координацию движений, мелкую моторику руки
• развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение, зрительной и слуховой чувствительности.
• создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
• Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Коррекционные:
• развивать речь детей, умение строить небольшие ответы; произносить поставленные слова, звуки
Ожидаемые результаты:
v Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
v Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Ведущая образовательная область: познание.
Сроки проекта : Краткосрочный (одна неделя, групповой, творчески-экспериментальный.
Участники пректа:
-дети
-воспитатель
-родители
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике знания о свойствах бумаги.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми и детским садом.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ родителей совместно с детьми «Бумажные фантазии»;
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации проекта
1 Этап - Подготовительный:
• определение темы, актуальности и значимости проекта
• формулировка цели и определение задач
• подбор материалов по теме проекта
• Работа с родителями:
Консультация для родителей “Использование бумаги не только для рисования ”.
Цель: информирование родителей об использовании бумаги в изготовлении различных поделок совместно с детьми.
2 Этап - Основной:
План работы
Датаа Содержание работы Участники Ответственные
ПН 1 половина дня:
Опыт № 1 «Волшебная бумага»
2 половина дня:
Чтение стихотворения С. Михалков «Лист бумаги».
Чтение песни о бумажном кораблике.
Дети
Воспитатель Воспитатель
ВТ 1 половина дня:
Опыт № 2 «Сминание бумаги»
2 половина дня:
Подвижные игры с бумажными мячами :
Цели: развитие двигательной активности детей раннего возраста, умения бросать мячи.
П\и «Кто больше мячиков забросит в корзину»;
П\и «Кто дальше бросит».
Домашнее задание родителям (подбор материала, изготовление поделки из бумаги «Бумажные фантазии» с участием детей).
Дети
Воспитатель
Родители Воспитатель
СР 1 половина дня:
Опыт № 3 «Легко ли рвется бумага?»
2 половина дня:
Дыхательная гимнастика «Задуй в коробку бумажные мячики», «Снежинки».
Цели: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Коллективная работа совместно с воспитателем. Аппликация из обрывков цветной бумаги.
«Осенний лес»
Дети
Воспитатель Воспитатель
ЧТ 1 половина дня:
Опыт № 4 «Видно ли сквозь бумагу?»
2 половина дня:
Ди «Почини дом»(Настольно печатная игра на плотной бумаге)
Цели: учить находить недостающие фигуры до составления целого; развитие логического мышления, внимания.
Ди «Змейка» (на листе бумаги)
Цели: укрепление пальцев рук, которые учатся проводить линии.
Дети
Воспитатель Воспитатель
ПТ 1 половина дня:
Опыт № 5 «Тонет – не тонет»
2 половина дня:
Совместная выставка детей и родителей «Бумажные фантазии!»
Дети
Воспитатель
Родители Воспитатель
Родители
3 Этап Заключительный:
Анализ результатов проекта.
Дети проявдяют любознательность, интерес к экспериментированию. Познакомились со свойствами бумаги через опытно - экспериментальную деятельность.
В ходе проекта цели и задачи были выполнены.
Дальнейшее развитие проекта
v Развитие поисково-познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста:
1) создание условий в группах раннего возраста для поддержания и развития познавательного интереса;
2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей раннего возраста;
3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.
Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Используемая литература.
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Султанова Марина «Простые опыты с бумагой»,2014г., 16с.
7. Интернет ресурсы
Приложения.
Приложение №1
Опыты.
Опыт № 1
«Волшебная бумага»
Цель: знакомство с материалом, названием.
Кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2
«Сминание бумаги»
Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?.
Мы с «Почемучкой» предложили детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята — это сделать?.
Вывод: дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.
Опыт № 3.
«Разрывание бумаги»
Цель: показать детям, что бумага рвется, следовательно, с ней нужно обращаться очень акуратно.
«Почемучка» предложила детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно, бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага.
Опыт № 4
«Видно ли сквозь бумагу?»
Цель: расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы.
Оборудование: листы белой бумаги, листы кальки, цветные картинки.
Педагог с «Почемучкой» предложили детям рассмотреть листы бумаги. Затем воспитатель предлагает детям положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Видно картинку? Дети отвечают, что картинку не видно. Почему не видно? Потому что бумага непрозрачная. Воспитатель предлагает вместо листа белой бумаги положить кальку. Что изменилось? Дети отвечают, что картинку видно. Калька прозрачная.
Вывод: бумага бывает прозрачная и непрозрачная.
Опыт № 5.
«Вода и бумага»
Цель: расширять представления детей о свойствах бумаги и его взаимодействия с водой.
Для этого опыта мы взяли : бумажные салфетки, альбомный лист бумаги кораблики, две ванночки с водой.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Приложение № 2
Непосредственно – образовательная деятельность по экспериментированию
В первой младшей группе ДОУ
Составитель:Шадрина А. А., воспитатель МАДОУ «Детский сад №4»
Возраст детей:2,5-2,7 лет
Тема: «Волшебная бумага. Тонет-не тонет, намокает».
Цель: Расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.
Задачи:
-образовательная
• развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы совместно с воспитателем на основе эксперимента.
-развивающая
• развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
• развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение
• сенсорное развитие
• развивать речь детей, повторять за воспитателем (мягкая, шершавая, толстая, гладкая, тонет, намокает).
-воспитательная
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей: Познание, Социально – коммуникаривное развитие, Речевое развитие.
Виды деятельности : коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная, труд.
Оборудование:
-таз с водой, бумажные цветы, кораблики, ведро для мусора
Раздаточный материал: Цветы с лепестками из бумаги разной плотности и структуры, кораблики на каждого ребенка.
Ход НОД:
На ковре разложены бумажные цветы.
-Ой какая красивая полянка с цветами появилась у нас в группе.
-А какие красивые цветы.
-А давайте их соберем, каждый по одному.
-Ребята а из чего наши цветочки? (из бумаги) .
-Ребята, если мы внимательно посмотрим, то увидим что лепестки – то у нашего цветочка совсем разные.
-А давайте их потрогаем, пощупаем…
Желтый лепесток какой на ощупь… .(гладкая)
Красный лепесток какой на ощупь… .(шершавая)
Синий лепесток какой на ощупь… .(мягкая)
Зеленый лепесток какой на ощупь… .(толстая или по - другому плотная)
-Ой, как интересно!
- А давайте с вами немного поиграем с бумагой.
На столе стоит таз с водой и приготовлены маленькие кораблики из бумаги на каждого ребенка.
-Мы сейчас с вами превратимся в моряков, и будем пускать наши кораблики в плавание.
-Из чего сделаны кораблики?
-Возьмите свои кораблики и потрогайте их. Какие они. Мокрые или сухие?
-Опустим их в тазик с водой. Что наши кораблики делают? (плавают)
-Достаньте свои кораблики из воды. Потрогайте. Какими стали? (мокрыми)
-И бумага стала рваться.
Вывод: В воде бумага намокает и рвется. Бумага боиться воды. Все бумажные предметы портятся от дружбы с водой. Вот поэтому бумага не дружит с водой. Водичка ее обижает.
- Мы с вами тоже больше не будем обижать бумагу.
- А кого не боиться бумага? Карандаша боится? (нет)
-А боиться ли бумага карандаша, мы с вами проверим вечером после сна.
Куда нам теперь положить намокшую и разорванную бумагу? Придется выкинуть в мусорку. Помогите мне ребята.
Каждый ребенок самостоятельно выбрасывает свой испорченный кораблик.
Список используемой литературы:
1. Марина Султанова «Простые опыты с бумагой»,2014г., 16с.
Приложение № 3
Фотоотчет.