Анна Кипяткова
Проект «В поисках невидимки» для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
«В поисках невидимки»
для воспитанников 5-6 лет
(познавательное развитие)
Выполнила: воспитатель
Анна Дмитриевна Кипяткова
г. Семёнов 2015 год
Участники проекта : Воспитанники старшей группы (возраст 5-6 лет, воспитатель, родители.
Тип проекта : Исследовательский.
Публикация «Проект „В поисках невидимки“ для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие)» размещена в разделах
Продолжительность проекта : среднесрочный (1 месяц)
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?
Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Паспорт проекта
Цель: Развитие у воспитанников желания самостоятельно проводить эксперименты с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
2. научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
3. организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
4. ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
7. развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
8. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
1 этап: подготовительный.
Создание мини-лаборатории для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
Обобщение и уточнение представлений воспитанников о функциях и свойствах воздуха. Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями.
Анкетирование родителей по данной проблеме.
2 этап: основной.
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть: подбор познавательной литературы, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», педагогическая беседа с родителями по теме
«Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
1. НООД по экологическому воспитанию.
2. Игры-эксперименты по данной проблеме.
3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты, чтение художественной литературы.
3 этап: заключительный.
Представление результатов проекта в МДОУ в виде :
- Открытый просмотр НООД на тему «Воздух-невидимка» с воспитанниками для сотрудников детского сада и родителей
Ожидаемые результаты:
• Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество двигательной активности.
• Участвовать в коллективном разговоре.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
• Рассказывать наизусть стихи о воздухе
• Организовать свое рабочее место, привести в порядок по окончании.
• Осуществлять трудовую деятельность на участке, в группе, дома.
• Изготавливать игрушки, пособия для театральной деятельности.
• Создавать индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разные материалы.
• Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
• Выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.
В результате реализации проекта воспитанники будут знать :
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
7. Способы очищения воздуха.
8. Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта воспитанники будут уметь :
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать гипотезы и проверять их.
6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
Основные направления в работе:
1. Работа с воспитанниками.
2. Взаимодействие с семьями.
3. Работа с сотрудниками.
4. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми
(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности) :
• Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познавательное развитие»
• Экспериментальная деятельность дошкольников.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих.
• Организация трудовой деятельности.
• Организация художественно-речевой деятельности.
• Организация изобразительной деятельности.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Чтение художественных произведений.
• Беседы.
• Работа с кроссвордами.
• Выставка детских рисунков.
• Создание музея «Мир воздуха»
Взаимодействие с семьями:
• Анкетирование.
• Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
• Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в развлечении.
• Составление кроссвордов.
• Подбор художественного слова, загадок.
• Выставка рисунков.
• Выставка иллюстраций, фотографий.
• Индивидуальные беседы.
Работа с сотрудниками:
• Семинар – практикум «Как знакомить воспитанников с явлениями неживой природы (на примере воздуха)»
• Консультация «Как создать музей воздуха»
• Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета)
Описание процедур оценивания
В начале проектной деятельности педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений воспитанников старшего дошкольного возраста Обсуждаются вопросы, на которые воспитанники хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и воспитанников, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме. После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме. Оценивание результативности данного метода работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Оценивается уровень сформированности представлений у воспитанников о воздухе.
Вывод:
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Используемая литература:
• Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: разимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.) .- М. : ТЦ «Сфера», 2005.
• Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2005 № 7.
• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера» 2003.
• Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментировани ю с детьми 5 – 8 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера» 2008.
Интернет- ресурсы:
- Воздух. Образовательный портал.
https://mistergid.ru/children/metodika/18946-vozduh.html
- Познавательный проект «Воздух-фокусник».
https://50ds.ru/zaveduyushaya/6618-poznavatelnyy-proekt-vozdukh-fokusnik.html
- Невидимка воздух, все для детского сада
https://pochemu4ka.ru/load/vsjo_dlja_detskogo_sada/quot_nevidimka_vozdukh_quot/44-1-0-1741
- Конспекты НООД про воздух.
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-zanyatiya-nevidimka-vozduh
https://50ds.ru/vospitatel/3428-konspekt-zanyatiya-nevidimka-vozdukh.html
https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-zanjatija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tema-nevidimka-vozduh.html
Презентации на тему воздух.
https://www.myshared.ru/theme/vozduh-prezentatsiya/
https://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/pro-vozdukh.html
https://pwpt.ru/presentation/detskie/pro_vozduh/https://viki.rdf.ru/item/1757
- Про воздух
https://school.xvatit.com/index.php?title=Про_воздух
- Загадки про воздух
https://flaminguru.ru/zag8.html
- Интернет ресурсы по играм.
https://learningapps.org/