Наталья Шевчук
Проект «Лаборатория огородных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по теме : «Лаборатория огородных наук».
Продолжительность проекта : с февраля по август 2016 года.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы:
Публикация «Проект „Лаборатория огородных наук“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Продукт деятельности:
Дети совместно со взрослыми выращивают урожай овощей.
Актуальность:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают, внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.
Цель: формирование представлений детей об окружающем мире, об овощных культурах, о их выращивании в комнатных условиях и на улице.
Задачи для детей:
Обогащать знания о том, как выращиваются культурные растения.
Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.
Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
Развивать трудовые навыки.
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.
Задачи для педагогов:
формировать навыки экологической культуры и повышение экологической грамотности у всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Задачи для родителей:
привлечение родителей к участию в совместной трудовой деятельности.
Мотивационный этап:
Как вырастить урожай овощей в детском саду?
Предполагаемый результат:
Дети:
сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру;
получение новых знаний, с помощью исследовательской работы, проявление активности в процессе выполнения трудовых поручений;
развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Педагоги:
внедрение метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Личный и профессиональный рост; самореализация.
Родители:
повышение уровня экологического сознания;
предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий;
активное участие в жизнедеятельности группы.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта Действия педагогов Содержание деятельности Сроки реализации
Подготовительный Разработка стратегии реализации проекта.
Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Составление плана работы над проектом.
Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Подборка художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, поговорок, рассказов, сказок о культурных растениях.
Взаимодействие с родителями: совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
01.02.15 – 20.02.15
Деятельностный Совместная деятельность, посадка.
Наблюдение и уход за «огородом».
Беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение.
Заполнение «Дневника наблюдений», за ростом растений. 21.02.15 – 10.08.15
Завершающий
(творческий) Подведение итогов трудовой деятельности.
Участие в конкурсе «Огород у нас не плох».
Сбор урожая для дальнейшего использования в пище.
Итоговая беседа. 10.08.15 – 28.08.15
Содержание реализации проекта :
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности Организованная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды Взаимодействие с родителями
Игровая:
Настольно-печатные игры: «Вершки-корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи-фрукты», «Сад-огород», «Четвёртый лишний».
С. р. игры «На даче», «Овощной магазин», «Столовая»
Музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная».
Игра «Большой, маленький».
Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».
Игра «Назови сок», «Составь предложение».
Дид. игра «Сбор урожая», «Повар и овощи».
Подвижные игры: «Огород у нас в порядке», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Сортируем овощи».
Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим, рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски две редиски».
Познавательно-исследовательская:
«Круговорот воды в природе», «Что необходимо для роста растений», «Как солнце может навредить».
Экскурсия в природу: «Где растут растения?», «Зелёные растения зимой в природе».
Опыты: рассматривание семян через лупу; наблюдение за ростом культурных растений; наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Коммуникативная:
Беседа «Полезная зелень», «Советы доктора Айболита».
Разучивание пословиц и поговорок.
Стихи по теме овощи: «Урожай»(Н. Нищева, «Овощи».
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Загадки на тему «Овощи»
Стихотворения на слуховое внимание «Наша грядка» (В. Волина, «Хозяйка однажды с базара пришла» (Ю. Тувим)
Трудовая:
Труд в уголке природы.
Выращивание рассады.
Подготовка клумб и огорода для высадки растений.
Высадка рассады на клумбы, озеленение участка кустарником.
Акция «Лес Победы».
Полив огорода.
Организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
Уборка территории, подготовка к празднику.
Восприятие художественной литературы:
Чтение ст-я. А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», чтение белорусской сказки «Пых», К. И. Чуковского «Огород», «Краденое солнце».
Украинская сказка «Колосок».
Н. Носов «Огурцы», «Репка».
Ю. Тувим «Овощи».
Д. Родарри «Чиполлино».
Е. Бехлерова «Капустный лист».
Разучивание пословиц:
«Что посеешь, то и пожнешь», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»,
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
А. Барто «Огуречик, огуречик…»
Продуктивная:
Свободное рисование овощей и фруктов, «Чиполлино и его друзья»; «Наши растения».
Аппликация «Овощи на тарелке».
Лепка «Вылепи какие хочешь овощи для овощного магазина».
Музыка:
Музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная», «Мыши в кладовой», «Есть у нас огород»
Утро:
Настольно-печатные игры: «Вершки-корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи-фрукты», «Сад-огород».
Игра «Назови сок», «Составь предложение».
Дид. игра «Сбор урожая», «Повар и овощи», «Четвёртый лишний».
Беседа «Полезная зелень», «Советы доктора Айболита».
Разучивание пословиц и поговорок.
Чтение произведений Н. Носова «Огурцы», «Репка».
Организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
Труд в уголке природы.
НОД: образовательные ситуации «Дикорастущие и культурные растения»; «Посадка семян и овощей».
Опыты: рассматривание семян через лупу; наблюдение за ростом культурных растений;
наблюдение за ростом культурных растений; наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Прогулка:
Игра «Большой, маленький».
Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».
«Круговорот воды в природе», «Что необходимо для роста растений», «Как солнце может навредить».
Подготовка клумб и огорода для высадки растений.
Высадка рассады на клумбы, озеленение участка кустарником.
Уборка территории, подготовка к празднику.
Экскурсия в природу: «Где растут растения?», «Зелёные растения зимой в природе».
Подвижные игры: «Огород у нас в порядке», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Сортируем овощи».
Работа перед сном:
Чтение ст-я. А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», чтение белорусской сказки «Пых», К. И. Чуковского «Огород».
Д. Родарри «Чиполлино».
Вечер:
С. р. игры «На даче», «Овощной магазин», «Столовая»
Музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная».
Стихи по теме овощи: «Урожай» (Н. Нищева, «Овощи».
Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук»,А. Барто «Огуречик, огуречик…»
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Свободное рисование овощей и фруктов, «Чиполлино и его друзья». «Наши растения».
Аппликация «Овощи на тарелке».
Лепка: «Вылепи какие хочешь овощи для овощного магазина».
Музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная», «Мыши в кладовой», «Есть у нас огород».
Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим, рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски две редиски».
Вечерняя прогулка.
Загадки на тему «Овощи»
Стихотворения на слуховое внимание «Наша грядка» (В. Волина, «Хозяйка однажды с базара пришла» (Ю. Тувим)
Уборка территории, подготовка к празднику.
Разучивание пословиц:
«Что посеешь, то и пожнешь», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»,
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Работа в дневниках наблюдения.
Уход за растениями, работа в огороде на окне.
«Цветочные фантазии» - композиции из цветов.
Свободное рисование овощей и фруктов, «Чиполлино и его друзья»; «Наши растения».
Аппликация «Овощи на тарелке».
Лепка «Вылепи какие хочешь овощи для овощного магазина».
Беседа с родителями «Огород на окне» - сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Анкетирование родителей.
Приобретение инвентаря, семян, материала для посадки семян.
Высаживание рассады совместно с детьми.
Подборка необходимой литературы.
Участие в конкурсе «Цвети, мой город!» - активизировать совместную детско-взрослую творческую деятельность.
Завершение творческого этапа:
Сбор урожая. Заполнение дневника наблюдений, для сравнения и составления описательного рассказа о факторах, необходимых для роста растений.