Ирина Шолохова
Практическое занятие для педагогов «Весенняя лаборатория. Лаборатория Фиксика»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательская деятельность
с младшими дошкольниками
«ЧЕЛОВЕК - ЧУДО ПРИРОДЫ»
Цель мастер - класса:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии
познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством
экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической
деятельности.
Публикация «Практическое занятие для педагогов „Весенняя лаборатория, Лаборатория Фиксика“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических
работников;
3. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер
-класса;
4. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической
деятельности каждого участника мастер - класса.
5. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками
мастер – класса.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме
исследовательской и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий
экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а
неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.
Количество часов – 20 минут
Периодичность: 1 день
Форма проведения:
10 минут – консультация
10 минут – практическая деятельность
Конечный результат:
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ, в познавательно-исследовательской деятельности, а именно овладение знаниями о структуре и этапах детской исследовательской деятельности по теме «Человек».
Оборудование:
Холодные зеркала, 4 блюдца, палочки (с ваткой на конце, стаканчики
одноразовые (для смачивания палочек, салфетки бумажные, продукты – лимон,шоколад, хлеб, повязку для глаз, кофе, горячая вода, измельченный ножом карандашный грифель, скотч, листочки белой бумаги, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, игрушка Фиксик.
"Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности".
С. Л. Рубинштейн
Ход мастер – класса
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все …
II. Вводная часть
- Тема мастер - класса «Познавательно – исследовательская деятельность
с младшими дошкольниками «ЧЕЛОВЕК ЧУДО ПРИРОДЫ» СЛАЙД 1
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка
к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную
любознательность? Как способствовать развитию творческого начала
дошкольника? СЛАЙД 2
- На эти вопросы мы постоянно искали ответы. Изучали новые технологии
обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие
строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
III. Основная часть
С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.
Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников с учетом:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-интеграции содержания образовательных областей;
-предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
-взаимодействия с семьей.
Решая эти вопросы: изучая, наблюдая, выдвигая гипотезы, анализируя и рассуждая, мы, воспитатели, сами становимся исследователями.
Нам предстоит:
-определить мотивацию интересов деятельности детей,
-обеспечить моральную, материальную и интеллектуальную поддержку,
-учить осознавать свои достижения и делиться достижениями с другими. СЛАЙД 3
Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно
(на этом уровне допускается коллективный поиск).
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка. СЛАЙД 4
В ФГОС п. 2.2.6. содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? СЛАЙД 5
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Ежедневно наши дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. СЛАЙД 6
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) наш воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
Поддерживая детский интерес, мы обогащаем представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении ведем их от знакомства к их пониманию. Считаем, что познавательно – исследовательская деятельность осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. СЛАЙД 7
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми мы отдаем практическим методам обучения: экспериментам,
проектам, опытам. СЛАЙД 8
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности (один раз в неделю по пятницам).
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательных интересов у детей через экспериментальную деятельность.