Ксения Кичайкина
Проект развивающей среды в старшей группе, направленный на развитие исследовательской деятельности «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным ориентиром в интеллектуальном развитии дошкольников является образовательный стандарт, для достижения которого необходимо обогатить ребенка знаниями, стимулирующими его интерес к познанию, пробудить желание к самостоятельной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, являются более осознанными и прочными. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Публикация «Проект развивающей среды в старшей группе, направленный на развитие исследовательской деятельности „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Именно в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации - формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления. В системе дошкольного образования исследовательская деятельность часто связана с проведением опытов, экспериментов.
Задачи исследовательской деятельности у дошкольников :
Образовательные задачи:
- сформировать основы взаимопонимания и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Развивающие задачи :
- развивать умение детей решать проблемные ситуации.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Детское экспериментирование включает следующие этапы:
- мотивация;
- выявление проблемы,
- выдвижение гипотезы о способах решения проблемы;
- постановка цели (при необходимости - задач);
- разработка плана проведения эксперимента;
- поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
- реализация плана эксперимента;
- оформление результатов;
- формулировка выводов;
- рефлексия.
В своей практической деятельности в работе с детьми мы проводим различные опыты и эксперименты. Некоторые темы для экспериментирования, используемые нами в работе с детьми старшей группы :
1) Вода – растворитель. Очищение воды.
2) Сила тяготения. Упрямые предметы.
3) Почему предметы движутся?
4) Хитрости инерции.
5) Солнце дарит нам тепло и свет.
6) Почему дует ветер.
7) Почему не тонут корабли.
8) Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
9) Откуда взялись острова.
10) Как появляются горы?
11) Как происходит извержение вулкана?
12) Испытание магнита.
13) Что такое молния?
14) Радуга в небе.
Результатом исследовательской деятельности является приобретенный опыт видения предметов и явлений. У ребенка развивается внимание, зрительная и слуховая чувствительность, расширяется словарный запас. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Для подготовки к занятиям используем следующую литературу:
1. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
2. Жуков В. А. Познавательные опыты в школе и дома. - М. : «Росмэн», 2001 г.
3. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М. : Педагогическое общество Россия, 2005 г.
5. Поддьяков Н. Н. «Детское экспериментирование» М., 1995 г.
6. Тугушева Г. Б., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С. -Петербург, 2010 г.
7. Интернет-источники https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html
В нашем групповом помещении имелось некоторое оборудование для проведения исследовательской деятельности :
• резиновые груши разного размера,
• пластиковые, резиновые трубочки,
• деревянные палочки, лопаточки, шпатели,
• пластиковые контейнеры,
• рулетка, линейка,
• фартуки клеенчатые, щетки, совки,
• лопатки, грабли, лейки.
• схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Однако, для более широкого изучения мира природы, живых и неживых предметов и явлений, мы приобрели дополнительное оборудование:
• прозрачные и непрозрачные емкости,
• мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки,
• пипетки, шприцы пластиковые (без игл,
• лупы, зеркала, магниты,
• весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр,
• цветные прозрачные стеклышки.
А также дополнительную литературу:
1. Хочу всё знать: Научно-художественный сборник/А. Томилин. – Л. : Дет. лит., 1988
2. «365 научных экспериментов»
3. Тетради серии «маленький исследователь» А. И. Савенкова для детей 5-6 лет по развитию познавательных способностей.
Многие материалы и интереснейшие журналы и книги предоставили родители воспитанников. Картотека опытов и экспериментов значительно пополнилась, например такими исследовательскими задачами : «Солнечная лаборатория», «Разноцветные растения», «Льдинка, льдинка, растай», «Пар и вода», «Пузырьки воздуха», «Пузырьки-спасатели», «Воздушные шары и мыльные пузыри», «Колючий ежик» и многими другими.
Для проведения экспериментов мы оформили специальную зону – уголок в групповой комнате в непосредственной доступности для детей. Поэтому с детьми были обговорены специальные правила экспериментирования, такие как:
- экспериментировать можно только в присутствии и с разрешения педагога;
- необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;
- при работе с сыпучими материалами - пользоваться подносом;
- нельзя пробовать на вкус вещества без разрешения взрослых;
- после эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;
- после экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.
Поисковая деятельность дошкольников способствует формированию у них навыков анализа, синтеза и обобщения, обогащает речь детей сложными предложениями, что в будущем поможет им легко обучаться в школе, формирует у них навыки учебного труда. Дети в дальнейшем могут реализовывать свои знания и чувствуют себя более успешными; их речь насыщенна научными терминами, они умеют оперировать сложными предложениями, логически выстраивают свои умозаключения, так как они уже освоили доступные способы изучения природы (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация, познакомились со способами получения информации как из семьи, так и из открытого информационного пространства, они научились устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Родители и мы, педагоги, хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решающими самостоятельно возникающие проблемы, творческими личностями, умеющими обосновывать и высказывать свои выводы. Ведя ребенка в мир экспериментирования, мы предоставляем ему возможность проявить свой живой интерес к исследовательской деятельности, почувствовать себя творцом.
Наш уголок «Лаборатория чудес» постоянно пополняется новым оборудованием, фантазия и желание детей экспериментировать рождает в них все больше вопросов, на которые они неустанно стремятся найти научные ответы.