Алина Носова
Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет почти
двадцатилетнюю историю. Постепенно использование коммуникационных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
Публикация «Проект „Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность представленной работы определяется следующим. Одной из важнейших задач совершенствования дошкольного образования является преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистических основах, обеспечивающих формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Решение этой важной задачи предполагает оказание действенной помощи детям, испытывающим разнообразные трудности в обучении. Важным профилактическим инструментом коррекционно-образовательной деятельности, обеспечивающим полноценное развитие и комфортное проживание детьми периода дошкольного детства, безболезненный переход на следующую ступень образования, могут стать современные информационные и компьютерные технологии.
Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно. В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие задержку психического развития. Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательный процесс ДОУ необходимо и важно.
Вид проекта : Тематический, творческий
Продолжительность: Долгосрочный (3 года) : 2021 – 2024гг.
Участники проекта : дети среднего и старшего (4-5, (5-6, (6-8) дошкольного возраста, педагоги, родители.
Актуальность:
Возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей с ЗПР. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя-дефектолога, так как ИКТ позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ЗПР.
Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса
Задачи:
1. Изучение компьютерных программ и внедрение их в обучении дошкольников;
2. Расширение использования ИКТ в коррекционно-развивающем процессе;
3. Создание банка компьютерных обучающих программ;
4. Внедрение в коррекционный процесс компьютерных игр сайта «Мерсибо»;
5. Разработка системы организации работы с родителями.
По сравнению с традиционными формами развития познавательных процессов дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Увеличивает усидчивость гиперактивных детей;
Повышает интерес воспитанников к занятиям специалиста.
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их
Области применения ИКТ в работе с дошкольниками
Использование глобальной сети Интернет - Это дополнительная информация; разнообразный иллюстративный материал анимации, видеоматериалы; информационные сетевые электронные ресурсы
Использование мультимедийных презентаций - Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей
Использование развивающих компьютерных программ и игр - Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.
Компьютерные игры для дошкольников
Компью терная игра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. В настоящее время, в ряде случаев, вместо компьютерная игра может использоваться видеоигра, то есть данные термины могут употребляться как синонимы и быть взаимозаменяемыми.
В компьютерных играх, как правило, игровая ситуация воспроизводится на экране дисплея или обычного телевизора (в этом случае компьютерные игры одновременно являются и видеоиграми, но в то же время компьютерная игра может быть звуковой.
Компьютерные игры на развитие внимания, памяти, мышления и воображения
Компьютерные игры на развитие сенсорного восприятия: цвета, размера, формы, целостного образа предмет
Компьютерные игры для аутистов «А-Спектр».
В чем могут помочь компьютерные игры:
• подготовка к школе;
• ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а
потом действовать;
• приобщение к исследовательской работе;
• социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими
одноклассниками;
• улучшить социализацию детей с аутистическим спектром. /
• соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей
• повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий.
• повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности.
• возможности сделать занятие информативным, динамичным.
• максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
• вовлечение в активную работу всей группы детей.
• повышение уровня компьютерной компетенции специалиста.
• повышение методического мастерства и личностных качеств педагога.
Использование развивающих компьютерных программ и игр.
Полученные результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
раньше овладевают чтением и письмом
тренируется эффективность внимания и память;
возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.
возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным.
возможность получить одобрение не только от учителя-дефектолога, но и мультипликационного (анимационного) героя.
То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ИКТ, становятся:
- целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности,
- усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь,
- раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации,
- высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала,
- сокращение сроков реабилитационного периода.
Поэтому, можно говорить о том, что включение ИКТ в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Рекомендации
1. Не рекомендуется применять компьютеры там, где можно обойтись без них.
2. Основой компьютерной грамотности детей являются клавиатурные навыки и умение работать с игровыми программами.
Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров — разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих, игровых и контролирующих программ.
Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером.
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером
В соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049 от 15.05.2013 №28564 к организации учебной НОД с использованием компьютеров для детей 5 лет не больше 10 мин, 6-7 лет не больше 15 мин. Длительность работы с компьютером проводить не более одного в течении дня и не чаще трех раз в неделю; до начала НОД и после проводить гимнастику для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Использование ИКТ в работе с родителями
Целью работы с родителями является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка.
Современным и наиболее эффективным взаимодействием является (ИКТ) в работе с родителями.
Компьютер позволяет:
расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения
детей;
реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
применить индивидуальный подход к ребенку;
сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком,
учителем-дефектологом и родителями;
повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной
работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.
Формы работы с родителями
Консультации; Беседы;
Наглядная информация в родительских уголках; Памятки для родителей.
СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Индивидуальные формы работы (материал для родителей на флешкарте)
Коллективные формы работы (материалы для родителей в Интернет-сообществах)
Компьютерные презентации:
Картотека презентаций по всем лексическим темам;
Игра «Что лишнее?»;
Игра – презентация «Правила дорожного движения»;
Игра – презентация «Профессии»;
Игра «Учим цвета»;
М/п «Виды транспорта»;
М/п «Времена года»;
М/п «Домашние животные для дошкольников»;
М/п «Кого встретил Колобок»;
М/п «Сказка за сказкой»;
М/п «Эмоции в сказке Сутеева В. Г. «Кто сказал «МЯУ»….
Развивающие игры:
Развивающие упражнения для детей на развитие внимания, мышления, памяти, воображения;
Развивающие упражнения по теме «Домашние животные»;
Развивающие упражнения по теме «Дикие животные»;
Компьютерные игры по подписке «Мерсибо»
Игры для малышей (49);
Фонематический слух (28);
Неречевые звуки (8);
Грамматика (17);
Артикуляционная гимнастика (6);
Воздушная струя (16);
Автоматизация (34);
Дифференциация (5);
Связная речь (9);
Лексика (57);
Чтение (50);
Русский язык (17);
Логика, внимание, память (50);
Загадки и викторины (17);
Математика (28);
Моторика (11).
Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:
компьютер становится необходимым средством обучения детей;
использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к
НОД, способствует повышению речевой и познавательной активности;
способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной
работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.
План мероприятий по реализации проекта
No
п / п Мероприятия проекта Срок
выполнения
1 этап – организационный (подготовительный).
1.
Разработка нормативно - правовой базы. январь-февраль 2021г.
2. Разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно - образовательном процессе ДОУ. январь-февраль 2021г.
3 Составление плана работы над проектом. январь-февраль 2021г.
2 этап – внедренческий
4 Изучение нормативно - правовой документации и научно - методической литературы. В течение
проведения проекта
5 Создание предметно - развивающей среды, банка электронных занятий, проектов, компьютерных игр, презентаций и др. В течение
проведения проекта
6 Разработка учебных занятий с воспитанниками с использованием компьютерных технологий. В течение
проведения проекта
7 Выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ. В течение
проведения проекта
3 этап – основной – реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану)
8 Курсы повышения квалификации педагогов по ИКТ. В течение
проведения проекта
9 Самообразование педагогов. В течение
проведения проекта
10 Публикации материалов по проекту на сайтах учителя-дефектолога. В течение
проведения проекта
11 Проведение КРД с воспитанниками с использованием компьютерных технологий. В течение
проведения проекта
13 Проведение анкетирования педагогов с целью определения степени использования ИКТ в педагогической деятельности и выявления проблем при использовании ИКТ. октябрь 2021 г.
14 Консультации для педагогов группы компенсирующей направленности:
- «ИКТ компетентность педагога в условиях введения ФГОС ДО»
- «Актуальность использования ИКТ-технологий в ДОУ». ноябрь 2022 г.
ноябрь 2023 г.
16 Консультации для педагогов учреждения:
-«Использование мультимедийных презентаций на занятии»,
-«Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе»,
-«Интерактивные игры в ДОУ». апрель 2022 г. апрель 2023 г. апрель 2024 г.
17. Развитие сайта ГКДОУ. В течение
проведения проекта
18. Дистанционная обратная связь с родителями на сайте учреждения. В течение проведения проекта
4 этап –обобщающий (оценка полученных результатов, определение перспектив развития проекта)
20. Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов. апрель - май 2024
21. Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях. В течение
проведения проекта
22. Разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов. апрель - май 2024
Литература:
1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2002. — Вып. № 5.//
2. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.
3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в системе образования.
4. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л. А. Леоновой. М., 2004.
5. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3. — С. 67–76.
6. Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. М. : Издательство ЭКСМО, 2006.
7. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.
8. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : "Гелиос АРВ", 2000г.
9. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении// Справочник старшего воспитателя. -2009.-№4.-с. 32