Получи документы

Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»

Алина Носова
Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет почти

двадцатилетнюю историю. Постепенно использование коммуникационных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

Публикация «Проект „Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР“» размещена в разделах

Актуальность представленной работы определяется следующим. Одной из важнейших задач совершенствования дошкольного образования является преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистических основах, обеспечивающих формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Решение этой важной задачи предполагает оказание действенной помощи детям, испытывающим разнообразные трудности в обучении. Важным профилактическим инструментом коррекционно-образовательной деятельности, обеспечивающим полноценное развитие и комфортное проживание детьми периода дошкольного детства, безболезненный переход на следующую ступень образования, могут стать современные информационные и компьютерные технологии.

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно. В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие задержку психического развития. Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательный процесс ДОУ необходимо и важно.

Вид проекта : Тематический, творческий

Продолжительность: Долгосрочный (3 года) : 2021 – 2024гг.

Участники проекта : дети среднего и старшего (4-5, (5-6, (6-8) дошкольного возраста, педагоги, родители.

Актуальность:

Возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей с ЗПР. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя-дефектолога, так как ИКТ позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ЗПР.

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса

Задачи:

1. Изучение компьютерных программ и внедрение их в обучении дошкольников;

2. Расширение использования ИКТ в коррекционно-развивающем процессе;

3. Создание банка компьютерных обучающих программ;

4. Внедрение в коррекционный процесс компьютерных игр сайта «Мерсибо»;

5. Разработка системы организации работы с родителями.

По сравнению с традиционными формами развития познавательных процессов дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим

компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Увеличивает усидчивость гиперактивных детей;

Повышает интерес воспитанников к занятиям специалиста.

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их

Области применения ИКТ в работе с дошкольниками

Использование глобальной сети Интернет - Это дополнительная информация; разнообразный иллюстративный материал анимации, видеоматериалы; информационные сетевые электронные ресурсы

Использование мультимедийных презентаций - Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей

Использование развивающих компьютерных программ и игр - Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.

Компьютерные игры для дошкольников

Компью терная игра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. В настоящее время, в ряде случаев, вместо компьютерная игра может использоваться видеоигра, то есть данные термины могут употребляться как синонимы и быть взаимозаменяемыми.

В компьютерных играх, как правило, игровая ситуация воспроизводится на экране дисплея или обычного телевизора (в этом случае компьютерные игры одновременно являются и видеоиграми, но в то же время компьютерная игра может быть звуковой.

Компьютерные игры на развитие внимания, памяти, мышления и воображения

Компьютерные игры на развитие сенсорного восприятия: цвета, размера, формы, целостного образа предмет

Компьютерные игры для аутистов «А-Спектр».

В чем могут помочь компьютерные игры:

• подготовка к школе;

• ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а

потом действовать;

• приобщение к исследовательской работе;

• социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими

одноклассниками;

• улучшить социализацию детей с аутистическим спектром. /

• соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей

• повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий.

• повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности.

• возможности сделать занятие информативным, динамичным.

• максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

• вовлечение в активную работу всей группы детей.

• повышение уровня компьютерной компетенции специалиста.

• повышение методического мастерства и личностных качеств педагога.

Использование развивающих компьютерных программ и игр.

Полученные результаты:

дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

глубже постигаются понятия числа и множества;

быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

раньше овладевают чтением и письмом

тренируется эффективность внимания и память;

возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным.

возможность получить одобрение не только от учителя-дефектолога, но и мультипликационного (анимационного) героя.

То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ИКТ, становятся:

- целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности,

- усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь,

- раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации,

- высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала,

- сокращение сроков реабилитационного периода.

Поэтому, можно говорить о том, что включение ИКТ в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Рекомендации

1. Не рекомендуется применять компьютеры там, где можно обойтись без них.

2. Основой компьютерной грамотности детей являются клавиатурные навыки и умение работать с игровыми программами.

Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров — разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих, игровых и контролирующих программ.

Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером.

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером

В соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049 от 15.05.2013 №28564 к организации учебной НОД с использованием компьютеров для детей 5 лет не больше 10 мин, 6-7 лет не больше 15 мин. Длительность работы с компьютером проводить не более одного в течении дня и не чаще трех раз в неделю; до начала НОД и после проводить гимнастику для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Использование ИКТ в работе с родителями

Целью работы с родителями является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка.

Современным и наиболее эффективным взаимодействием является (ИКТ) в работе с родителями.

Компьютер позволяет:

расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения

детей;

реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

применить индивидуальный подход к ребенку;

сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком,

учителем-дефектологом и родителями;

повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной

работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.

Формы работы с родителями

Консультации; Беседы;

Наглядная информация в родительских уголках; Памятки для родителей.

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Индивидуальные формы работы (материал для родителей на флешкарте)

Коллективные формы работы (материалы для родителей в Интернет-сообществах)

Компьютерные презентации:

Картотека презентаций по всем лексическим темам;

Игра «Что лишнее?»;

Игра – презентация «Правила дорожного движения»;

Игра – презентация «Профессии»;

Игра «Учим цвета»;

М/п «Виды транспорта»;

М/п «Времена года»;

М/п «Домашние животные для дошкольников»;

М/п «Кого встретил Колобок»;

М/п «Сказка за сказкой»;

М/п «Эмоции в сказке Сутеева В. Г. «Кто сказал «МЯУ»….

Развивающие игры:

Развивающие упражнения для детей на развитие внимания, мышления, памяти, воображения;

Развивающие упражнения по теме «Домашние животные»;

Развивающие упражнения по теме «Дикие животные»;

Компьютерные игры по подписке «Мерсибо»

Игры для малышей (49);

Фонематический слух (28);

Неречевые звуки (8);

Грамматика (17);

Артикуляционная гимнастика (6);

Воздушная струя (16);

Автоматизация (34);

Дифференциация (5);

Связная речь (9);

Лексика (57);

Чтение (50);

Русский язык (17);

Логика, внимание, память (50);

Загадки и викторины (17);

Математика (28);

Моторика (11).

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

компьютер становится необходимым средством обучения детей;

использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к

НОД, способствует повышению речевой и познавательной активности;

способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);

повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной

работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.

План мероприятий по реализации проекта

No

п / п Мероприятия проекта Срок

выполнения

1 этап – организационный (подготовительный).

1.

Разработка нормативно - правовой базы. январь-февраль 2021г.

2. Разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно - образовательном процессе ДОУ. январь-февраль 2021г.

3 Составление плана работы над проектом. январь-февраль 2021г.

2 этап – внедренческий

4 Изучение нормативно - правовой документации и научно - методической литературы. В течение

проведения проекта

5 Создание предметно - развивающей среды, банка электронных занятий, проектов, компьютерных игр, презентаций и др. В течение

проведения проекта

6 Разработка учебных занятий с воспитанниками с использованием компьютерных технологий. В течение

проведения проекта

7 Выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ. В течение

проведения проекта

3 этап – основной – реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану)

8 Курсы повышения квалификации педагогов по ИКТ. В течение

проведения проекта

9 Самообразование педагогов. В течение

проведения проекта

10 Публикации материалов по проекту на сайтах учителя-дефектолога. В течение

проведения проекта

11 Проведение КРД с воспитанниками с использованием компьютерных технологий. В течение

проведения проекта

13 Проведение анкетирования педагогов с целью определения степени использования ИКТ в педагогической деятельности и выявления проблем при использовании ИКТ. октябрь 2021 г.

14 Консультации для педагогов группы компенсирующей направленности:

- «ИКТ компетентность педагога в условиях введения ФГОС ДО»

- «Актуальность использования ИКТ-технологий в ДОУ». ноябрь 2022 г.

ноябрь 2023 г.

16 Консультации для педагогов учреждения:

-«Использование мультимедийных презентаций на занятии»,

Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе»,

-«Интерактивные игры в ДОУ». апрель 2022 г. апрель 2023 г. апрель 2024 г.

17. Развитие сайта ГКДОУ. В течение

проведения проекта

18. Дистанционная обратная связь с родителями на сайте учреждения. В течение проведения проекта

4 этап –обобщающий (оценка полученных результатов, определение перспектив развития проекта)

20. Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов. апрель - май 2024

21. Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях. В течение

проведения проекта

22. Разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов. апрель - май 2024

Литература:

1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2002. — Вып. № 5.//

2. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.

3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в системе образования.

4. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л. А. Леоновой. М., 2004.

5. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3. — С. 67–76.

6. Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. М. : Издательство ЭКСМО, 2006.

7. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.

8. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : "Гелиос АРВ", 2000г.

9. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении// Справочник старшего воспитателя. -2009.-№4.-с. 32

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст)Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст) В детском саду №3 города Лебедянь учителем-дефектологом Шовкуновой А. Р. активно используются в своей работе нейроигры, в рамках работы.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 13:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Носова (УИ 217696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД