Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.
Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников. Их относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей, обучающихся по адаптированной общей образовательной программе для детей с ЗПР.
Среди причин ЗПР выделяются следующие:
-Дети с генетически обусловленной недостаточностью ЦНС
Публикация «Консультация для родителей „Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
-Дети, перенесшие интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства
-Дети со слабовыраженными органическими повреждениями головного мозга, врожденными или возникшими во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни
Именно с такой категорией детей мы и работаем.
Сегодня хочется поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ (категории ЗПР) во взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ.
Каковы же общие формы нашего взаимодействия?
1. Обсуждаем и планируем работу на год.
Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно- тематическое планирование и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексической подборки. Параллельно нами отрабатываются тематические планирования в пределах своей компетенции.
2. Проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития на каждого из них.
3. Планируем консультации с логопедами для того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.
4. Планируем консультации с родителями с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.
В течение года взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как проведение онлайн занятий, семинаров-практикумов, ведении проектной деятельности, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок, совместном участии в конференциях, публикациях статей в сборниках.
Тесная взаимосвязь с воспитателями обусловлена следующими факторами: любой навык у дошкольников с ОВЗ вырабатывается с большим трудом и без длительного и систематического закрепления угасает сравнительно быстро; закрепление усвоенных умений и навыков в самостоятельной речи и деятельности происходит очень медленно; самоконтроль либо не сформирован, либо значительно ослаблен, волевые процессы слабо развиты.
Вывод: очень важен постоянный контроль и систематическое закрепление у детей усвоенных умений и навыков.
Учитель-дефектолог ведет активную работу по развитию оперативной слуховой и зрительной памяти, используя игры на запоминание слов; на слайде продемонстрировано задание, где ребенок запоминает несколько картинок, потом определяет какого предмета не стало, или что-то могло измениться, должен найти недостающую и прочие вариации.
В коррекционно-развивающем процессе дефектологу важно научить детей сравнивать предметы, находить в них не только различия, что детям дается гораздо легче, но и выделять общее между ними, таким образом способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам).
Уважаемые родители, очень хотелось бы отметить, какие бы значительные позитивные изменения не происходили с ребёнком на занятиях со специалистом, они приобретут значение для него лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия на специальных занятиях не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят понимания, отклика и систематического закрепления, если взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Только целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность в этом всех его членов – значительно повышает результативность обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.
Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
-сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно-временных отношений;
-умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
-формирование универсальных образовательных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
-формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление воспитанникам дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в умственную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным материалом.
Также нами ведется работа по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также по формированию зрительно-моторной координации.
Таким образом, системно и систематизировано решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта - общение с социумом в разных направлениях и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ (категории ЗПР).
Спасибо за внимание!