Юлия Лаврик
Проект «Метеостанция» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование календаря природы в процессе ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе».
Лаврик Ю. С., воспитатель
В рамках современных требований ФГОС ДО обучение воспитанников основам экологии и природопользования необходимо уделять важное место.
Практика моей работы с детьми дошкольного возраста показывает, что познание закономерностей изменений в природе, связанных со сменой сезона часто вызывает у детей сложности в плане понимания процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому ввиду отсутствия резкой видимой границы между временами года. Без помощи взрослого усвоить логику закономерных сезонных изменений в природе, сформулировать выводы и обобщения дошкольникам сложно. Показать детям закономерности изменений в природе, особенности изменений в жизни растений, животных, деятельности людей в связи со сменой времени года помогает нам календарь природы.
Публикация «Проект „Метеостанция“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и событий в природе.
Опираясь на методику С. Н. Николаевой и пересмотрев множество вариантов календарей природы, предлагаемых различными авторами и подобрав соответствующий картинный материал, мне удалось создать собственную модель календаря.
Календари природы для каждого возрастного периода свои. В группе раннего возраста и во II младшей группе — это картинки по временам года, в средней - уже каждый сезон отмечен разнообразием погодных условий, свойственных для этого времени года.
Основной формой работы в этих возрастных группах являются систематические и целевые наблюдения в повседневной жизни. С малышами наблюдала каждое явление отдельно, например, холодно или тепло, ветер или тихо, какой цвет неба, есть ли осадки и какие.
С детьми средней группы - два-три явления : ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра.
С детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет вела серьезную работу по данному направлению, используя календарь-ширму.
Он имеет три графы: «Недели», «Погода», «Живая природа». Графа «Недели» представлено условным «месяцем» с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой «Погода».
«Живая природа» - часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (дерево или куст, покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые, которых можно увидеть в это время. В календаре мы отмечаем изменения, происходящие в растительном и животном мире и неживой природы с помощью графических изображений. Состояние погоды в календаре отмечают дежурные. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать».
Чтобы активизировать работу с детьми по данному направлению я изготовила дидактическое пособие «Дерево природы», которое помогало наблюдать за природными изменениями деревьев на протяжении года.
В рамках подготовки к педсовету на тему «Экологическое воспитание в ДОУ», мною проведено открытое занятие «Юные экологи», которое подтвердило умение детей работать с календарем природы.
Работая с детьми подготовительной к школе группы, при знакомстве с профессиями они заинтересовались такими профессиями как метеоролог, синоптик.
Совместно с детьми и родителями начали работать над данной темой в результате чего возник долгосрочный проект «Метеостанция». Метеостанция – это площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы.
С родителями организовали экскурсию на Станцию юных натуралистов, где на практике познакомились с профессией эколога. Также нам показали, как наблюдать за изменением состояния погоды с помощью водного термометра.
У ребят возник вопрос «С помощью каких приборов можно фиксировать изменения погоды?» и выяснили, что термометр нужен - для измерения температуры воздуха, с помощью флюгера можно определить направление ветра, дождемер необходим для измерения количества осадков, ветряной рукав - для определения силы ветра.
По запросу детей изготовили эскиз метеостанции. На ней используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, которые изготовлены из подручного материала совместно с детьми. С появлением метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир новых открытий и исследований.
С помощью метеостанции учимся с воспитанниками наблюдать за изменениями погоды, элементарному прогнозированию состояния погоды, делать выводы, анализировать.
Одним из приборов нашей метеостанции является флюгер, выполненный в форме вращающегося на опорной оси «петушка», который наглядно показывает направление ветра по размещенному у его основания указателю сторон света. Рядом с ним находится ветряной рукав - прибор для определения силы ветра.
Также на нашей станции есть такой интересный прибор как гигрометр, он выполнен из сосновых шишек. Когда шишка раскрыта то на улице сухой воздух, соответственно, когда она закрыта — влажный.
Термометр позволяет воспитанникам определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «тепло», «жарко», «холодно» и т. д.
Дождемер - выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, которая имеет плоское дно и шкалу с делениями. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз детей.
Дошкольники с большой увлечённостью выполняют задания по экологии, учатся пользоваться незнакомыми до этих пор метеорологическими приборами, играют, отгадывают загадки. Знания детей закрепляю, используя дидактические игры, направленные на развитие экологических представлений. Это такие игры как «Назовите погодное явление», «Прогноз погоды», «Термометр – умный прибор».
Таким образом, практика работы с детьми на метеостанции показала, что дети получают разносторонние сведения о погодных условиях природы и получают необходимую стимуляцию для формирования экологического сознания. У детей группы повысились навыки работы с календарем наблюдений, Дети стали фиксировать результаты с большей заинтересованностью, чем раньше.