Ольга Леонова
Проект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: художественно – творческий, познавательно – игровой.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект по поликультурному воспитанию „Мы все разные, но мы вместе!“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»
Суслова Э. К.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях и обычаях национальной культуры.
В. В. Путин подчеркивает: «Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны и потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
В концепции дошкольного воспитания ставится задача - приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников.
Гуманное отношение к людям разных национальностей должно создаваться у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни. Очень важно в детском саду поддерживать и направлять интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условиях, от которых зависит его быт, характер труда.
Нормативно – правовое обеспечение:
• Конституция Российской Федерации
• Федеральные законы РФ «Об образовании
• Указ президента Российской Федерации№24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
Цель проекта:
формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачи:
- приобщать детей к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;
- формировать представления детей о многообразии культур в регионе, стране, мире;
- воспитывать положительное отношение к культурам разных народов;
- развивать этническую толерантность в процессе ознакомления детей с национальными традициями и достижениями разных народов;
- формировать и развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
- воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Работа с детьми осуществляется по трём направлениям:
• информационное насыщение
• сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей
• эмоциональное воздействие
• В процессе реализации первого направления важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства
• поведенческие нормы.
• Знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении.
Средства реализации трех направлений:
-общение с представителями разных национальностей;
-устное народное творчество;
-художественная литература;
-игры, народные игрушки, национальные куклы;
-декоративно- прикладное искусство, живопись;
-музыка;
-мини-музеи.
Система и последовательность работы по поликультурному воспитанию детей представлена в следующих блоках:
• «Наша Родина – Россия»
• «Моя малая родина»
• «Старые и новые традиции россиян»
• «Нас много на земном шаре»
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей о столице нашей Родины, о символике государства, о знаменитых людях, народных праздниках, традициях и обычаях, о достопримечательностях, памятниках, искусстве.
О странах и континентах земного шара. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу, берегут и охраняют природу, чтут традиции и обычаи своего народа.
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений поблочно в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
1-й этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для реализации проекта:
•определение проблемы;
•обсуждение идей проекта с участниками проекта;
•подбор информации и методического материала по теме проекта;
•составление плана совместной работы с детьми и родителями;
• разработка плана мероприятий;
• подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• разработка, оформление дидактических игр;
• оформление папок – передвижек, стенда для родителей по теме проекта;
•составление картотеки народных игр;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2-й этап. Организационно – практический.
Цель: внедрение проекта.
План работы с детьми по осуществлению проекта:
Физическое развитие:
1. Сказки Тихого Дона «Шат и Дон»
БТИ «Моя Родина – край Донской»
СМИ «Сказание о Доне»
Задачи: ФР, РР. ПР,
1. Воспитание патриотических чувств на основе приобщения детей к природному и культурному наследию Донского края.
2. Учить детей отбивать мяч 2 руками, 1 рукой, продвигаясь вперед
3. Развивать у детей творческое воображение, память, умение воспроизводить различные образы в движениях
Игры подвижные: «Пустое место», «Ловишки», «Перелет птиц», «Мяч водящему», «Удочка», «Сети», «Медведь и пчелы», «Вокруг куреня хожу».
2. БТИ «Моя Родина – край Донской»
СМИ «Как у Дона у реки»
Задачи: ФР, РР. ПР.
1. Развивать двигательную память.
2. Развивать координацию движений, закрепляя разные виды ходьбы.
3. Развитие любознательности
Подвижные игры: «Пустое место», «Ловишки», «Перелет птиц», «Мяч водящему», «Удочка», «Сети», «Медведь и пчелы», «Вокруг куреня хожу».
3. «Сказка о Необычном цветке».
БТИ «Дружба народов»
СМИ «Дружат дети всей Земли»
Задачи: ФР, РР. ПР
1. формирование представлений о традициях некоторых народов, о играх разных народов
2. Развивать ловкость, быстроту.
3. Закреплять виды бега: бег с высоким подниманием колен, бег в быстром темпе, бег по 1, по 2
4. БТИ «Если хочешь быть здоров»
СМИ «Спорт объединяет страны и народы»
Задачи: ФР, РР. ПР
1. формирование представлений о традициях некоторых народов
2. Развивать ловкость, быстроту.
3. Развивать коммуникативные навыки у детей.
-Обобщить понятие «Мы разные, но мы вместе!»
5. «Веселые Физкультуринки»
БТИ «В мире природы»
СМИ «Если был бы я деревом»
Задачи: ФР, РР. ПР
1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
2. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
3. Закреплять лазание по гимн. лестнице с переходом с пролета на пролет, лазание по наклонной скамейке с ручным захватом
7. БТИ «В мире приключений»
СМИ «Спешим на помощь»
Задачи: ФР, РР. ПР, СКР
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
2. воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма.
3. Развивать образное воображение
8. БТИ «День матери»
СМИ «Букет для мамы»
Задачи: ФР, РР, ПР.
1. Формировать представления ооб отечественных традициях и праздниках;
2. Заинтересовать родителей в совместном выполнении с детьми физических упражнений.
3. Упражнять детей в прыжках вперед-назад, боком вправо-влево, в прыжках из обруча в обруч.
Речевое развитие:
1. «Воспитатель – доброта»
Задачи:
1. воспитывать уважение друг к другу, к старшим, к детям другой национальности;
2. формировать понимание того, что волшебные слова делают человека воспитаннее и тактичнее;
3. активизировать в речи различные формы вежливости;
4. учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений;
5. закреплять понятие «друзья», учить ценить дружбу, беречь её;
6. воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, толерантного отношения;
7. учить детей диалогической речи, связно, последовательно, логично строить вопросы и ответы.
2. К 167- летию со дня рождения русского писателя Мамина – Сибиряка.
Сочинение окончания сказки «Серая шейка»
Задачи: Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Совершенствование навыка беседы. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы, умения сопереживать и помогать другим.
3. «Большая и малая родина»
Социально – коммуникативное развитие:
1. «Такие разные и такие похожие»
Задачи:
1. Воспитывать доброжелательное отношение, терпимость, интерес и уважение к людям (детям) любой расы, их деятельности и культуре.
2. Формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Познакомить детей с понятиями: «раса», «расовые признаки»; с этическими понятиями: «бестактно», «неприлично»; с климатическими особенностями мест проживания людей других рас, с их культурой. Учить выделять характерные особенности внешности человека.
3. Воспитывать в детях уважение к традициям гостеприимства и чаепития в Японии и на Руси.
4. Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмениваться своими впечатлениями.
5. Создать у детей эмоциональный отклик на поэтические образы стихотворения, учить отгадывать загадки.
6. Показать детям неразрывную связь между музыкой и устным народным творчеством.
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира.
«Сказание о Москве»
Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.
Задачи. 1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.
2. Развивать патриотические чувства детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.
3. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства.
Игра – путешествие «Берёза-символ России»
Задачи: продолжать знакомить с понятием «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
Сказание о И. П. Третьякове (рассматривание картин разных жанров)
Задачи: Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.
Развивать умение у детей передавать свои впечатления.
Обогащать словарь определениями.
Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.
«Традиции чаепития у разных народов»
Задачи:
1. закрепить название стран;
2. объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях;
3. воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;
4. упражнять в составлении короткого рассказа из личного опыта.
«Русские народные праздники»
1. Закрепить название русских народных праздников;
2. Поговорить, как праздники отмечаются в семье;
3. Воспитывать уважение к традициям своего народа.
«Путешествие по странам и континентам»
Задачи: познакомить с природными условиями и обитателями Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Европы и Азии и их унт.
Беседы:
«Путешествие в древнерусскую деревню»
Задачи:
1. Рассказать детям, как жили на Руси наши предки
2. О том, что такое курная изба, почему русскую печь называют «кормилица»? Что ели и пили наши предки. Во что одевались.
«Путешествие на торговую площадь древнерусского города»
Задачи: 1. Объяснить, что такое торг. Старинные меры длины. Зачем нужна береста.
2. Формировать представление о кремле, пристани, кораблях.
3. Воспитывать любовь и уважение к своему народу.
«В гости к пра – пра - дедушке и пра – пра - бабушке» с посещением музея детского сада «Русская изба»
Задачи:
1. Формировать представление о занятиях мужчин и женщин на Руси.
Работа в поле и огороде. О профессии – бортники.
2. Воспитывать желание знать историю своей страны.
Художественно – эстетическое развитие
Конструирование
Тема: «Кремль»
Задачи:
Формировать обобщенные представления о кремле;
создавать постройку, используя перекрытия, пластины, опираясь на схему.
Развивать конструктивные способности.
Тема: Достопримечательности родного села: «Районный дом культуры»
Задачи: Развивать конструкторские навыки, направленное воображение. Формировать умение
пользоваться во время строительства фотографиями. Развивать фантазию детей.
Музыкальная деятельность
Тема: «День Матери»
Задачи: Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в формах общения с музыкой. Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.
Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к женщине – матери. Учить сочинять и исполнять песни о мамах.
Знакомство с творчеством русского народа
Рисование
Тема: «Декоративное рисование узоров на силуэтах барышень (дымковская игрушка)»
Задачи: продолжать учить детей самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями) юбки кукол-барышень. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Тема: «Хохлома»
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи. 1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
2. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. 3. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Лепка
Тема: «Конь»
Задачи: Учить лепить фигурку лошадки пластическим способом – из одного куска пластилина туловище, шею и голову в процессе лепки, передавать выразительные особенности игрушки. Закреплять знания о дымковском промысле. Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику рук.
Аппликация
Тема: «Тихо ночь ложится на вершины гор»
Задачи: Создание композиции в технике бумажной пластики. Расширение возможностей применения обрывной аппликации для передачи выразительности.
Тема: «Дружат дети всей Земли»
Задачи: учить вырезать людей разной национальности, украшать костюм, составлять коллективную композицию.
Тема: «Деревья моего села»
Задачи:
Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.
Рисование
Тема: «Дружат дети всей Земли»
Задачи: 1. Учить создавать образы детей разной национальности.
2. Передавать в рисунке доброжелательное отношение к людям другой национальности.
3. Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое восприятие.
Итоговое мероприятие: развлечение «Дружат дети на планете!»
Цель: систематизировать знания детей о существовании людей разных национальностей, об их быте, одежде, языке.
Приобщать детей к традиционной русской культуре.
Создать эмоциональное настроение.
3 – й этап. Завершающий.
Цели:
- подведение итогов проектной деятельности;
- выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта. Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.
Продукт проектной деятельности:
1. Банк стихов, песен, сказок народов мира;
2. Банк народных игр;
3. Дидактические игры:
• Разрезные картинки (пазлы) «Народы России».
• Найди на карте России место проживания народов России: чеченцы, чукчи, якуты, башкиры, татары, русские, цыгане и т. д.
• Наряди куклу.
4. Созданы альбомы:
• Русские народные праздники;
• Жилища народов;
• Необычные дома мира;
• Сказки и стихи о Доне;
• Русский народный костюм.
5. Папка – передвижка «Толерантность – дорога к миру» для родителей с информацией о международном дне толерантности, также предоставлены тест В. Бойко и мудрые народные советы.
6. Творческий стенд «Лоза толерантности»
7. Пополнена пространственная предметно – развивающая среда: выставка энциклопедий: «Народы России», «Народы мира», «Москва – столица нашей Родины»;
Выставка кукол в русских народных костюмах;
Пополнен уголок ряженья.
Спасибо за внимание!