Наталья Наконечная
Проект «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемный вопрос:
Что такое народная глиняная игрушка?
Актуальность темы:
В наше время, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.
Публикация «Проект „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
Гипотеза:
Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.
Цель проекта :
Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. Исходя из цели проекта, определили задачи.
Задачи:
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- познакомить детей с историей дымковской игрушки;
- сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
- продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Основные направления работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
-беседа;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;
- художественное творчество;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
- игры.
Принципы реализации проекта :
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Методы и приемы, используемые в работе. Методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, создание проблемной ситуации.
- Игровой метод.
Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях.
Рассмотрим, к примеру, метод инсценизации, т. е. инсценированные игры-забавы. Важным фактором здесь является создание детьми образа какого-либо героя, вхождение в него, принятие на себя его «роли». В своей работе мы использовали как инсценировки реального характера, т. е. воссоздание потешек, так инсценировки вымышленного характера, которые использовались при постановке самостоятельно придуманных историй. Фигуры, сложенные из бумаги, в дальнейшем применяли в театрализованной деятельности. Персонажи, выполненные по мотивам дымковской игрушки, использовали в разных видах театра:
- театр на столе,
- игры - драматизации.
Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Действия с бумагой в отличие от обычных упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. («Я хочу научиться это делать»). В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий.
Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.
Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер. Дети начинают играть со своими поделками, танцевать.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;
- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;
- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;
-презентация проекта «Дымковская игрушка», мини-концерт с использованием инсценировок потешек;
- подбор информации о народном промысле Дымково;
- совместное творчество- выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;
Создание условий.
Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.
- оборудовать место в группе – уголок народного умельца;
- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;
- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Взаимодействие специалистов.
Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности - познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой, т. е., вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т. к. прослеживается связь образовательных областей.
Проблема интеграции современна, ее актуальность продиктована новыми ФГТ и социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого-выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.