Надежда Близнюкова
Мини-музей «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа должна быть систематической и целенаправленной, и организовываться в каждой возрастной группе детского сада.
Публикация «Мини-музей „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Темочки
Согласно программе, в рамках ознакомления детей с народным и декоративно-прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей младшей группы:
готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различию разных видов искусства через художественный образ. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Изобразительная деятельность: развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Рисование: приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем, и разных предметов.
Дети 3 -4 лет уже могут проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, знать названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).
В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее я учу делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.
В работе с детьми широко использую такие формы, как:
– рассматривание репродукций, показ экспонатов в музее кукол (коллекция тряпичных обережных кукол, матрешка, дымково и др. ;
– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;
– рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;
– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях;
– продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла).
В свободной деятельности использовались серии альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская, народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка, с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т. д. Поэтому в группе создан мини-музей народной игрушки.