Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме: «Дымковская игрушка».
Автор конспекта ОД : Кирячек Ирина Анатольевна, воспитатель, вторая квалификационная категория, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 17»
Задачи приоритетной образовательной области:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
Развивающие:
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
Воспитывающие:
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи ОО в интеграции: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предпосылки учебной деятельности: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.
Оборудование для педагога: письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.
Оборудование для детей: заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Содержание ННОД Образовательная
область
(вид
деятельности) Формы
работы Наличие средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте — желаю вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души народной красота!
Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества?
Тогда выбирайте в группе самые удобные места.
Дети, вы ничего странного в группе не заметили?
Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте? -
Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская)
(открывают Шкатулку Мастеров)
Социально-коммуникативное развитие.
Ситуативный разговор.
Наглядно-словесные.
Сюрпризный момент.
Создаёт проблемную ситуацию.
Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.
Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)
Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.
Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Основная часть (содержательный, деятельный этап).
Содержание ННОД Образовательная
область
(вид деятельности) Формы
работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые ориентиры
(характеристики)
Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку
Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания
Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение
Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми
Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки,
постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.
1. Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
2. Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная индюк.
3. Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
4. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Длиннорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
5. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
В Дымкове, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженицы славные живут.
Кто-то сделал индюка- распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.
Познавательное
развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Речевое
развитие.
Наглядные
методы,
презентация
словесные,
сюрпризный момент.
Игра.
продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы)
Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.
Развитые творческие способности, развитая устная речь
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Любознательность, склонность к эксперименти-
рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Содержание ННОД Образовательная
область (вид деятельности) Формы
работы Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
- Понравилось вам занятие?
- Как вы думаете, все справились с заданиями?
- Кому что-то показалось трудным?
- Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….
- А так, вы были все молодцы, работали хорошо!
Речевое
развитие.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.
Словесный
метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.